На заседании Сената депутат Сергей Карплюк заявил, что в течение года инфляция в Казахстане заметно ускорялась и достигла пика в 12,9%. В октябре показатель снизился до 12,6%, однако, по словам сенатора, он остаётся выше прогнозов на текущий год. При этом долгосрочные ожидания населения находятся на уровне 14%. Об этом сообщает Bizmedia.kz.

Карплюк отметил, что Нацбанк в качестве контрмеры последовательно повышает базовую ставку:
«На 20 января 25 года она была установлена на уровне 15,25 процента, после чего в течение года вы повышали её 6 раз. И в октябре она достигла 18%. Кроме повышения базовой ставки вы применяете другие меры удерживания инфляции… Однако нужно признать, что инфляция всё равно растёт. Что, по вашему мнению, необходимо для реальной эффективности предпринимаемых мер и когда вы прогнозируете результативность данных мер?».
Глава Нацбанка Тимур Сулейменов в ответ согласился с оценками сенатора и назвал представленный анализ «очень правильным».
Он подчеркнул, что для борьбы с инфляцией необходима «слаженная работа с правительством, МИО и так далее»:
«Это касается как стороны предложения — наращивания товарной массы, выпуска отечественной продукции, так и стороны спроса, чтобы мы ограничивали спрос, который не обеспечен отечественным предложением… Когда мы вливаем деньги в экономику… и в экономике нет соответствующего товарного предложения, это будет уходить на импорт».
Сулейменов напомнил, что правительство и Нацбанк разработали комплекс документов по борьбе с инфляцией и макроэкономической стабилизации. По его словам, особую роль сыграет ужесточение фискальной политики:
«Существенно сокращаются трансферы из Нацфонда… Жёсткая денежно-кредитная политика всегда означает определённое снижение инфляции».
Глава Нацбанка подчеркнул эффективность базовой ставки:
«Если бы базовая ставка была ниже… я боюсь, что инфляция была бы значительно выше. Мы продолжим поддерживать умеренную жёсткость… чтобы сдерживать потребительское поведение, стимулировать сберегательное».
Сулейменов сообщил о двух новых инструментах регулятора — минимальных резервных требованиях и зеркалировании операций по золоту:
«Если сейчас посмотреть, у нас где-то 48 трлн — денежная масса. Мы в результате своих мер где-то 4,8 трлн изъяли уже по состоянию на 9 месяцев… Если бы этих мер не было, денежная масса была бы около 53 трлн, что означало бы несколько процентных пунктов плюсом к инфляции».
Глава Нацбанка отметил, что дальнейшая динамика цен будет зависеть от влияния повышенного НДС, а также от грамотной разморозки тарифов после 1 апреля:
«Какой она будет — это определит правительство. Насколько высоко они будут подняты — это тоже будет влиять на инфляцию».
Он подчеркнул, что принятые правительством меры по регулированию тарифов в рамках программы «тариф в обмен на инвестиции» помогут снизить инфляционные ожидания.
По словам Сулейменова, при дальнейшем замедлении инфляции Нацбанк будет готов «начать постепенный поэтапный цикл снижения базовой ставки».