Перед правительством Казахстана стоит стратегическая задача — обеспечить продовольственную безопасность не только внутри страны, но и во всём регионе. Руководитель Kursiv Research Сергей Домнин рассказал, насколько реалистичны такие планы, передает корреспондент Bizmedia.kz.

«Потенциал Казахстана стать продовольственным хабом Центральной Азии высок. Казахстан — уже крупнейший в регионе производитель зерна, нетто-экспортер и поставщик этого сырья в соседние страны ЦА. Казахстанские фермеры оперируют на больших площадях, они достаточно хорошо адаптировались к хозяйствованию в этой климатической зоне», — сказал Сергей Домнин.
В то же время, он указал на нестабильность урожайности казахстанских зерновых.
«Урожайность может от года к году двукратно меняться из-за погодных условий. В таких условиях агробизнес крайне уязвим, зависим от государственной поддержки в большей степени, чем мог бы потенциально. Климатические риски — как засухи, так и наводнения — и доступ к поливной воде (из-за несогласованного или неэффективного режима водопользования и деградации ледников) — остаются среди ключевых проблем отечественного сельского хозяйства», — подчеркнул спикер.
Оптимальный путь развития при таких вводных, считает Сергей Домнин, — это трансформация из «зернового экспортера» в диверсифицированный агрохаб, ориентированный на продукты с высокой добавленной стоимостью (ПВДС), то есть на глубокую переработку сельхозсырья.
«На этом сейчас и сосредоточена государственная политика — в том числе и за счет мер господдержки стимулируется создание производств продуктов переработки зерна — глютена, крахмала, лизина, протеиновых изолятов. Крупнейшие по объему инвестиций проекты АПК в последние пару лет — это создание производств данных продуктов. Дальше в этой цепочке обработанное мясо. В Казахстане есть сравнительные преимущества в животноводстве, но без сильного растениеводства и кластера глубокой переработки зерна устойчивое животноводство развить сложно», — считает эксперт.
Задача государственной индустриальной политики Казахстана на сегодняшний день не в том, чтобы усиливать влияние в региональных продовольственных цепочках, а в том, чтобы, во-первых, повышать качество взаимодействия регуляторов вокруг решения общих проблем и, во-вторых, совершенствовать систему стимулов для собственных производителей в торгуемых и неторгуемых секторах.
«Здесь требуется с одной стороны тонкая настройка регулирования, господдержки, инвестиционной политики, с другой — масштабные государственные и частные инвестиции в транспортную и цифровую инфраструктуру. Влияния в действующих цепочках поставок продовольствия у нас и так достаточно — переработка зерна, мукомольная промышленность наших партнеров и соседей по ЦА в значительной степени обеспечивается казахстанским зерном. Чем наращивать вес в этой начальной части цепочки поставок, важно появиться в другой ее части — в производстве ПВДС», — резюмировал Сергей Домнин.
К слову, в министерстве сельского хозяйства на запрос издания рассказали, какая работа ведется по диверсификации структуры посевных площадей. Она направлена на оптимизацию площадей монокультуры пшеницы, а также водоемких культур (рис, хлопок) и расширение альтернативных высокорентабельных культур (масличных, овощебахчевых, кормовых и др.).
«На сегодняшний день общая посевная площадь в республике составляет 23,6 млн га, из них 16 млн га зерновые и зернобобовые культуры. Площадь пшеницы сокращена на 884,6 тыс. га и составила 12,3 млн га. На сокращенных полях увеличились посевные площади социально-значимых и высокорентабельных культур. Так, площади масличных культур увеличены на 1 055,5 тыс. га и доведены до 4 млн га, в том числе подсолнечник увеличен на 481,5 тыс. га и доведен до 1,8 млн га. Проводимая работа по диверсификации позволит не только обеспечить внутренние потребности страны в ключевых продуктах, но и укрепить продовольственную безопасность и устойчивость агропромышленного комплекса», — уверены в ведомстве.