На защите правительством республиканского бюджета на 2026-2028 годы перед мажилисом было немало интересных моментов, раскрывающих отношения между правительством и мажилисом, правительства — к крупным нацкомпаниям и их бюджету, к регионам и их главам. Эти, скрытые от первого взгляда нюансы, позволяют «читать между строк» докладов министров, полнее понимать состояние экономики и управлении ею в Казахстане

Бектенов: Деньги уходят так прозрачно, как депутаты заложили в законе
Параметры проекта бюджета, по словам министра финансов Мади Такиева в нацдокладе по управлению госактивами и квазигоссектором за 2024 год и проекту закона «О республиканском бюджете на 2026-2028 годы» на пленарном заседании мажилиса Казахстана, сложились так:
- поступления в 2026 году прогнозируются на уровне 23,1 трлн тенге, из них доходы — 19,2 трлн тенге, они по сравнению с 2025 годом вырастут на 3,6 трлн тенге за счёт экономического роста, внедрения нового Налогового кодекса и улучшения налогового и таможенного администрирования
- расходы бюджета составят 27,8 трлн тенге, что на 2 трлн тенге больше, чем в 2025 году, дефицит бюджета в 2026 году прогнозируется на уровне 2,5% к ВВП
- бюджет остается социально ориентированным, в 2026 году на соцсферу будет направлено 10,7 трлн тенге: 6,8 трлн тенге — социальные выплаты и 3,9 трлн тенге — инвестиции в человеческий капитал.
Квазигоссектор принес республиканскому бюджету Казахстана всего 184,5 млрд тенге доходов: «По итогам 2024 года в бюджет поступило: 11 млрд тенге — часть чистого дохода республиканских госпредприятий, 164,5 млрд тенге или 71,1% от плана — дивиденды на госпакеты акций акционерных обществ», и неисполнение связано с тем, что часть чистого дохода АО «ФНБ «Самрук-Казына» направлены на финансирование МИО по проектам газификации населенных пунктов. 9 млрд тенге — часть дохода ТОО в республиканской собственности, сказал Такиев.
В октябре 2023 года создан Спецгосфонд. За счет его средств финансируются объекты социальной сферы. В октябре 2025 года общие поступления в фонд составили 490 млрд тенге, из которых профинансировано на 459 млрд тенге 452 социальных проекта в водоснабжении, здравоохранении, культуре и спорте во всех регионах. В Нацфонд от приватизации республиканского имущества за 9 мес. 2025 года поступило 900 млн тенге, добавил министр.
Республиканская собственность насчитывает, по данным Минфина, 338 субъектов квазигоссектора, из них 168 — республиканских госпредприятий, 170 — АО и ТОО.
Отвечая на вопрос депутатов о причинах снижения дивидендов в госбюджет от нацкомпаний, премьер-министр Олжас Бектенов отметил, что нацкомпании направляют большие суммы на крупные инвест- и социальные проекты в регионах, а прозрачность расходования средств обеспечена действующим законодательством.
То есть, «что хотели, то и получили». Сами закон приняли.

В рамках нового Бюджетного кодекса включено, что норма выплаты дивидендов каждой нацкомпанией должна составлять от 50 до 70%.
«Средства, которые остаются в распоряжении нацкомпаний, также открыто расходуются, согласно установленным законом процедурам — есть правила закупок, и эта информация прилагается к Отчету об исполнении республиканского бюджета. Здесь парламентарии и общество имеют возможность изучить эту информацию, проконтролировать, задать вопросы и внести коррективы», — сказал премьер.
Фонд Самрук-Казына реализует масштабную инвестпрограмму «в 53 трлн тенге и вынужден не только свои средства вкладывать, но и заимствовать на рынке», что, считает премьер-министр, нормально.
Жумангарин: Развитие регионов — в руках их руководителей
Вот так. Не поколения новой эпохи технологий, перемен и развития, не молодежи, которая не просто хочет перемен, но и готова быть их проводниками, а акимов.
«Работа акимата, прежде всего, — развитие собственной налогооблагаемой базы. Мы передали все стабильные налоги на местный уровень. В этом году увеличили акцизы и тоже их передали. Все нестабильные налоги находятся в центре. Поэтому, развитие регионов, прежде всего, в руках тех, кто ими руководит», — ответил заместитель премьер-министра РК Серик Жумангарин на вопрос о том, почему при масштабном росте доходов регионов не увеличивается число регионов доноров.
На это много причин, по его словам, есть. Одновременно с ростом доходов растут и расходы, страна большая. Исторически регионы по-разному развивались. Соответственно, чтобы стать регионом донором, это — достаточно долгий процесс, но эти события и не форсируются.
«Мангистау уже была донором, это — не новость (и в 2028 году вновь станет, по его прогнозу, донором — Bizmedia.kz), Павлодарская область, это — промышленный регион. В первую очередь, речь идёт о самостоятельности регионов. Субвенции, которые мы доводим, это, прежде всего, покрытие разницы между текущими потребностями региона и его собственными доходами. Ничего больше субвенции не должны давать регионам. Дополнительные средства мы не должны регионам доставлять», — добавил Жумангарин.
Доходы и расходы местных бюджетов по прогнозу
| Год | Доходы | Расходы | Доп-но учтены расходы |
| 2026 год | 10,7 трлн тенге | 14,9 трлн тенге | 1,5 трлн тенге |
| 2027 год | 12,1 трлн | 17,3 трлн | 1,6 трлн |
| 2028 год | 13,3 трлн тенге | 18,7 трлн тенге | 2,1 трлн тенге |
Ранее Жумангарин говорил, что местные бюджеты стали более финансово устойчивыми, их доходы выросли втрое за последние годы и теперь акцент будет на системном подходе, а не на адресных программах. Кабмин поставит на утрату такие программы, как «Ауыл ел бесігі», «Развитие окраин городов», в том числе, из-за критики использования трансфертов общего характера на второстепенные задачи и проекты.
Есть факты строительства объектов без учета фактической потребности, невведения в эксплуатацию из-за отсутствия мощностей или использования дополнительных средств на второстепенные задачи и проекты. Есть критические разрывы в базовой инфраструктуре регионов, признал Жумангарин.
Для борьбы с нецелевым использованием трансфертов в основу бюджетного планирования кладется единый план развития региона, в который должны быть введены все проектные инициативы. И только тогда — рассмотрены. Для более точного распределения средств по каждому региону будет составлена карта приоритетных и проблемных зон.
Предприятия, в которых население не нуждается, строить не будут. Деньги направят на модернизацию водоснабжения, канализации, инженерных и транспортных сетей. Центр избавляется от микроменеджмента и сфокусируется на системном подходе.
Вспомнилась ситуация простоя вагоностроительного завода в Экибастузе в то время, как строится Атырауский вагоностроительный завод (АВСЗ) группы компаний TEXOL и на заводе ЗИКСТО в Петропавловске — новый цех по производству подвижных составов.

Тем не менее, чтобы не терять цель этих расходов и не допустить отвлечения средств, они будут утверждаться отдельным приложением к закону, с указанием их цели. Планироваться будут отраслевыми госорганами. Контроль и оценка — за ревизионными комиссиями. Объекты первой необходимости для жизнеобеспечения населения будут финансироваться из местного бюджета, проекты с большой стоимостью, общестранового значения и критическая инфраструктура — из республиканского бюджета.
Однако, Кабмин не описывает критическую инфраструктуру.
Большой экономии не получится, поскольку в регионы переданы дополнительные функции, целевые трансферты, но госбюджет, по оценке Жумангарина, станет более сбалансированным, а местные бюджеты — самодостаточными.
В доходах местных бюджетов также учтены положения нового Налогового кодекса: как снижающие поступления — увеличение вычетов по ИПН с 14 МРП до 30 МРП, поправочные коэффициенты по транспортному налогу, так и способствующие росту — рост акцизов, введение прогрессивной шкалы ИПН и другие.
Амрин: Льготы — только через отраслевое министерство
Вводится, по информации Амрина на защите бюджета в мажилисе, новое постановление по определению порядка и критериев предоставления льгот. Если сейчас Миннацэкономики собирает информацию, то дальше получить льготы можно будет только через отраслевое министерство.
Именно они будут анализировать заявления ассоциаций и определять: нужно ли это для отрасли, те или иные льготы, те или иные индикаторы, какие расчёты будут применяться и давать своё заключение, пояснил Амрин.
До министерства все эти расчёты должны быть, по его словам, заверены. То есть, потом будут нести ответственность, как госорган, за достижение. Льготы должны давать для определённой цели: производительность труда или объём инвестиций вырастут. Все эти показатели будут фиксироваться и официально вноситься в налоговые органы.
«Сейчас обычно мы получаем сведения от отрасли, где-то сами собираем информацию. Теперь, поскольку вся база по налогам, лицевым счетам — в налоговом комитете, от Минфина мы будем получать размер потерь — какие-то недополученные налоги, и мы будем понимать: сколько сейчас недополучаем, чтобы давать оценку», — добавил Амрин.
Понятно, что, не давая льгот, вообще не будет налогов, но в Бюджетном кодексе есть обзор налоговых расходов. Анализ эффективности льгот будет проводиться с 2027 года. Нормы в Бюджетном и Налоговом кодексе будут стыковаться и будет предоставляться эта информация и заключение АЗРК.
«Потому что бывает, например, цементный завод строится, а у нас их пять таких заводов, и ему выдаются со льготами, то есть, немного несправедливая конкуренция: те, кто работает — без льгот, а новая компания — со льготами. Поэтому, будет обязательно заключение АЗРК и если оно будет отрицательным, то мы не будем предоставлять льготы», — заключил Амрин.