На пленарном заседании Мажилиса заместитель премьер-министра — министр национальной экономики Серик Жумангарин прокомментировал ситуацию с ценами на топливо и временный мораторий на их повышение. Об этом сообщает Bizmedia.kz.

«Мы резко цены не повышали ни на бензин, ни на дизтопливо. Повышали по 2 тенге, не спеша, в месяц, для того чтобы не было резкого скачка. Сейчас временно лаг по времени был взят, чтобы посмотреть. На самом деле ситуация осложнилась в связи с тем, что вы знаете — из-за конфликта между Россией и Украиной происходят события на территории соседней страны, и очень резко дорожают нефтепродукты», — отметил Жумангарин.
По его словам, Казахстан в этом плане отстает, что создает риск вымывания отечественных нефтепродуктов за рубеж.
«Есть риск вымывания наших нефтепродуктов под различными предлогами, по различным схемам в соседние страны. И, к сожалению, с ним достаточно сложно бороться административным методом. Поэтому мы сейчас понаблюдаем, каким образом эти риски можно нивелировать. Но в любом случае этот лаг ценовой нам надо каким-то образом уменьшать. К сожалению, не получается», — пояснил министр.
Он подчеркнул, что, несмотря на наличие собственной добычи, Казахстан не может полностью изолироваться от внешнего рынка.
«Мы, понятно, сами себя можем обеспечить нефтепродуктами. Но, к сожалению, мы не на острове находимся. У нас не получается использовать тот фактор, что мы нефтедобывающая страна и можем обеспечить граждан дешевыми бензином и дизтопливом. У нас есть обязательства перед соседними странами, нет таможенных границ, и достаточно сложно будет сдерживать перетоки», — сказал Жумангарин.
По его словам, правительство приняло решение временно понаблюдать за ситуацией, учитывая влияние топлива на инфляцию.
На вопрос журналистов о возможном резком скачке цен Жумангарин ответил, что этого не будет. Даже если прождолжат эту работу, в любом случае резких скачков делать не будет.
На вопрос журналистов о том, насколько долгим будет замораживание цен, он ответил:
«Минимум до весны следующего года. Нам нужно дождаться вопроса стабилизации ситуации в соседних странах. (…) Это связано с курсовой разницей. Во-вторых, в некоторых наших соседних странах возник дефицит. А дефицит подгоняет цены. Они, в отличие от нас, цены не держат административными методами», — пояснил Жумангарин.