Еще не утихли страсти по поводу принятого после трехлетних «переписок и доработок» Налогового кодекса (который за это время не критиковал только ленивый), как под огонь депутатского и экспертного недовольства угодил еще один кодекс – Строительный. Хотя в среду мажилис принял законопроект в первом чтении, страсти вокруг документа не утихают.

На сегодняшней парламентской пленарке главный критик Стройкодекса Бахытжан Базарбек сцепился с новым министром промышленности и строительства Ерсайыном Нагаспаевым с той же страстью, с которой еще недавно полемизировал с экс-главой Минпромстроя Канатом Шарлапаевым. Повод, надо признать, был весьма серьезный: нормы сейсмобезопасности, по мнению мажилисмена, прописаны в кодексе «недостаточно жестко» — потому что «писались под застройщика».
Ну, тут парламентарий никакой Америки не открыл: законы у нас пишет правительство — понятное дело, под себя и под близкие к себе лоббистские группы (в данном случае, под сверхвлиятельное строительное лобби). Однако, немногим ранее народные избранники во главе все с тем же Базарбеком грозились «полностью переписать» кабминовский законопроект. А сам Бахытжан Жумабекович заявлял даже об «исчезновении» выделенных на подготовку документа денег и грозил тогдашнему министру Шарлапаеву карающим мечом Генпрокурора. Об этом, кстати, Bizmedia писала ровно год назад.
В ответ бывший министр (успевший после отставки посидеть совсем чуть-чуть в президентских помощниках) реагировал достаточно фривольно — он советовал Базарбеку оставить свое мнение на его депутатской совести. И вот теперь Шарлапаев отправлен в свободное плавание, а Базарбек активно взялся за его преемника, оказавшегося куда менее боевитым.
В среду в парламенте Ерсайын Нагаспаев долго не хотел отвечать прямо на конкретный депутатский вопрос: «Из существующих в Алматы 27 тектонических разломов с первого по тринадцатый полностью застроены многоквартирными жилыми домами. И люди просто не знают, где они живут. Но лоббисты правительства и застройщики против моих поправок. Я прошу министра озвучить позицию — будете запрещать строить на разломах или нет?».
Казалось бы, ответь честно и коротко: «Да, обязательно!» — или «Нет, ни за что!». Но новый рулевой Минпромстроя, будучи человеком не слишком публичным и в парламентских баталиях (пока) не обстрелянным, предпочел сначала по-бюрократически напустить туману: «В проекте Строительного кодекса отдельная глава посвящена именно данной безопасности. Различные механизмы вводятся — это сейсмоизолирующие системы, оценка риска, паспортизация объектов. По инициативе депутатов теперь карты сейсмического микрозонирования должны быть использованы при разработке детальной планировки и генпланов. В МЧС такие карты делают. При разработке ПСД и выдаче документов будут учитывать данные карты. Да, они есть не везде в стране, но следует ввести обязательства, чтобы в последующем стройка велась только с учетом таких карт».
Однако, под нажимом неутомимого мандатоносца («Вы, наверное, ответили на вопрос другого депутата. Я конкретно вам вопрос задал: будем ли запрещать строить на тектонических разломах и в селе- и оползнеопасных зонах?») Нагаспаев уточнил, что застроек не будет, и предложил подкорректировать проект кодекса до второго чтения в мажилисе.
В том, что Базарбек и все-все-все предложением министра воспользуются, сомневаться не приходится. В самом деле, какой же депутат сегодняшнего (двухпалатного) парламента не мечтает на сколоченном политкапитале въехать в завтрашний (однопалатный)? Правда, беспартийному самовыдвиженцу Базарбеку придется либо примкнуть к какому-то из существующих «партформирований», либо создать собственное. Это, разумеется, его личное дело…
А вот что теперь будет делать министр Нагаспаев — вопрос куда более интересный. Ведь алматинские «девелоперы», обожающие строить на тектонических разломах в престижных частях города, давление на министра-новичка едва ли снизят. К слову, известный застройщик RAMS собирается-таки возводить свою 40-этажную башню аккурат на таком разломе — хотя коллега Базарбека по парламентской палате Сергей Пономарев «рамсуется» с ними изо всех сил. Сейчас, получив неутешительный ответ из акимата Алматы, он ждет реакции свыше — от премьер-министра.
Так что, битва за Строительный кодекс обещает быть хоть и более скоротечной, чем за Налоговый, но не менее жаркой.