На парламентских слушаниях о развитии искусственного интеллекта в Казахстане депутат Мажилиса Николай Арсютин обратился к представителям Министерства внутренних дел с вопросом о том, как обеспечить баланс между использованием технологий ИИ в борьбе с преступностью и сохранением прав и свобод граждан.

«Сегодня все города буквально увешаны камерами высокого разрешения и точности. Нам показали примеры, как алгоритмы помогают снижать уровень преступности, распознают лица, фиксируют подозрительное поведение, позволяют оперативно реагировать на угрозы. Это серьёзный ресурс для повышения безопасности граждан. Но одновременно растёт и обеспокоенность общества.
Люди боятся, что подобные технологии могут превратиться в инструмент большого брата и тотального контроля, как в антиутопии Джорджа Оруэлла 1984. Каким образом МВД намерено обеспечить баланс между эффективностью искусственного интеллекта в снижении преступности и сохранением прав и свобод граждан? Какие конкретные гарантии и механизмы контроля предусмотрены, чтобы технологии безопасности не превратились в инструмент слежки за каждым человеком?» — обратился депутат.
На вопрос ответил представитель МВД.
«Как вы сами сказали, уже сейчас, в принципе, Министерство внутренних дел раскрывает преступления с помощью цифровых решений, с помощью видеокамер. Хотел, прежде чем ответить на ваш вопрос, некоторые цифры привести.
Сейчас у нас в стране учтено 1 600 000 камер, из них 475 000 камер выведено в Центр оперативного управления. Из них 20 500 камер — это умные интеллектуальные камеры с внедрённым искусственным интеллектом. Если в цифрах смотреть, то где-то 57% преступлений сейчас органы внутренних дел раскрывают с помощью цифровых технологий», — сообщил он.
При этом в МВД заверили, что система не используется для тотального контроля.
«Вы правильно задаёте вопрос: где гарантия для обычных граждан, что некоторые сотрудники не будут злоупотреблять своими полномочиями? Я хотел бы вас успокоить: данная система работает только с теми фотографиями, с теми данными, которые находятся в розыске и на учётах в органах внутренних дел. Чтобы ввести в систему данные обычных граждан, необходимо пройти несколько этапов проверки.
Также у нас есть свои технические службы, которые за этим следят, есть Департамент собственной безопасности, есть уполномоченные организации — Государственная техническая служба Комитета национальной безопасности, ну и есть надзор прокуратуры, который за этим следит», — пояснил представитель ведомства.