Нешуточные баталии из-за банков: их доходов, услуг, инвестиций и даже акционеров, разгораются. Все больше казахстанцев-клиентов банков, не говоря о банкирах, брокерах и аналитиках, ввязывается в обсуждения. Банкиры, конечно, не говорят о том, что может быть, важнее всего для клиентов: о процентах на текущих счетах и по ипотеке, о валютных депозитах. Аналитики больше демонстрируют компетенции. Депутаты чаще затрагивают менее опасные проблемы, вроде, насколько законно Halyk Bank называется Народным. Однако, кое-какие факты все-таки всплывают.

«За 10 лет удельный вес заёмных средств (в финансировании экономики Казахстана – Bizmedia.kz) снизился в 3 раза — с 31,4 до 10,6%», — заявила заместитель председателя мажилиса Казахстана Дания Еспаева на презентации на пленарном заседании мажилиса законопроекта «О банках и банковской деятельности в РК» с сопутствующими поправками.
По ее словам, в Казахстане за 2024 год, инвестиции в основной капитал составили 19,4 трлн тенге: 64% или 12,5 трлн вложили инвесторы, 21,2% или 4,1 трлн – бюджет, 10,6% или 2 трлн — заемные средства и из них на займы от банков приходится всего 3,8% или 741 млрд тенге.
То есть, банки почти не покупают новое оборудование, здания и не особо тратятся на инновации. Зачем? – Прибыль им подает регулятор. На блюдечке с золотой каёмочкой.
АРРФР тоже должно отвечать за неустойчивость банков
Но, как говорится, будь ты хоть «ковром под ногами», банкиры его все равно не любят.
Предложенный регулятором законопроекте «О банках …» механизм по урегулированию неплатежеспособных банков у главы Halyk Bank Умут Шаяхметовой, высказавшейся в Telegram канале «Ручная экономика», вызывает вопросы. Например, по отчислениям в фонд, в который, как предлагается, банки будут сбрасываться на спасение неплатежеспособных банков.

Банки и так направляют средства в Казахстанский фонд гарантирования депозитов. Спасение банков — его основная роль сегодня. Создается слишком много фондов: фонд по спасению банков, фонд по поддержке малого и среднего бизнеса, КФГД. Регулятор увлекается этой темой, а все должно работать в рамках законов рынка, считает Шаяхметова.
Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) довольно активно вовлечено в работу банков, а значит, тоже должно отвечать за неустойчивость банков, впервые публично поднимает она вопрос об ответственности регулятора.
Регулятор сегодня «присутствует» внутри банков: отслеживает риски и через суждения, и через такие процедуры, как FSAP, AQR, СУР, с помощью которых ежегодно проводит оценку рисков. И, наверное, регулятор тоже должен нести ответственность, если пропустил и допустил, что системообразующий банк может попасть под банкротство или ликвидацию. Поэтому, создание такого фонда избыточно и все необходимо регулировать в рамках КФГД, – пояснила она свое мнение, отметив, что рынок сегодня эту инициативу не поддерживает.
По ее словам, она поддерживает, что в новом законе о банках и банковской деятельности расширяется деятельность для банковских организаций, то есть вовлечение и инвестирование в небанковские направления: идет обсуждение открытия исламских окон в банках, рассматривается вопрос, что жилстройсбережения перестанут быть эксклюзивом одного банка, а будут доступны для всех участников рынка.
Коротко высказалась Шаяхметова и по рассрочке на маркет-плейсах. Она считает, что для клиентов все должно быть прозрачно и понятно — они оформляют рассрочку, не понимая, что там уже встроена и процентная ставка, и комиссия, и цена завышена.
Добавим, что ранее министр нацэкономики Серик Жумангарин говорил, что у потребителя должен быть выбор: купить товар сразу, без наценки или в рассрочку.
Гоняясь за мифической дедолларизацией
Если в 2024 году банки из общей чистой прибыли в размере 2,5 трлн тенге заработали 0,9 трлн тенге (36%) за счет запрета на начисление процентов на текущие счета и ограничения ставки по валютным депозитам, то за 8 мес.
2025 года из 1,64 трлн тенге чистой прибыли банки заработали 0,63 трлн тенге за счет запретов и ограничений, или 38%. По моим расчетам, до конца года сумма арбитража будет примерно 950 млрд тенге, пишет на своей странице в Meta экономист Галим Хусаинов.

Другими словами, государство за счет ограничений и запретов, каждый год дарит примерно по 1 трлн тенге. Ключевые бенефициары этих запретов и ограничений — крупные банки. ТОП-5 банков по доходности на капитал гораздо выше, чем все остальные. Это приводит к концентрации банковского сектора и сокращению конкуренции и кредитования реального сектора экономики.
Есть и еще одна проблема, по мнению эксперта, это — отток капитала. Искусственное сдерживание доходности приводит к тому, что наши деньги уходят за рубеж и работают на чужие экономики.
«Гоняясь за мифической дедолларизацией, Казахстан теряет доллары, которые уходят из страны, и тем самым давим на курс тенге, что ведет к импорту инфляции», — пишет Хусаинов.
Банки неохотно кредитуют экономику, ведь высокая доходность от текущих счетов и валютных депозитов дестимулирует их. Только потребительское кредитование более или менее дает стимулы кредитовать за счет высокой доходности, но это приводит также к давлению на цены: предложения товаров не растет, а спрос — стимулируется, поэтому растут цены.
Ввод МРТ (минимальных резервных требований) как инструмента, который должен изъять часть доходов у банков за счет избыточной ликвидности, сильно не улучшит, по оценке Хусаинова, картину. Годовое влияние на доходность банков составит примерно 115 млрд тенге, а на этот год влияние будет в пределах 40 млрд тенге. При этом если доходность от арбитража приходится в основном на крупные банки, то МРТ ударит по всем, а значит, будет увеличение концентрации сектора.
Отмена регуляторного арбитража от запретов на текущие счета и валютные депозиты позволит сократить:
- доходность банков и заставить их брать риски, увеличивая кредитование экономики, ведь акционеры привыкли к большим доходам, и это будет давить на менеджмент
- концентрацию активов в банковском секторе и стимулировать рост мелких и средних банков, что увеличит конкуренцию и повлияет на кредитование реального сектора
- отток капитала из страны, так как депозиты начнут конкурировать по доходности с инструментами фондового рынка.
Одновременно, это позволит увеличить доходы физлиц, бюджетных организаций и обычных компаний, так как за счет конкуренции банкам придется делиться доходностью
Но для роста кредитования реального сектора экономики нужно:
- дать банкам возможность кредитовать в валюте
- расширить права кредиторов при взыскании проблемной задолженности и залогов, что позволит банкам больше брать рисков при уверенности, что в будущем можно взыскать проблемные активы и быстро их реализовать
- интегрировать данные банков с данными налоговых органов для определения платежеспособности клиентов
- сокращать барьеры на вход новых банков на рынок Казахстана с целью создания конкуренции.
«Красивую схему провернуло наше государство. Лишили нас доходов по валютным депозитам, запретили нам получать процентный доход по остаткам на счетах, и наши недополученные доходы (прибыль банков) обложили налогом. Те, кто упорно лоббирует текущую ситуацию, видимо больше всех на этом зарабатывают», — отмечает член совета директоров, независимый директор АО «BCC Invest» Ергали Бегимбетов.
Отметим ради объективности, что глава АРРФР Мадина Абылкасымова пыталась объяснить, почему банки зарабатывают на карточных счётах клиентов и не платят проценты. Начисление вознаграждения на текущие счета может дестимулировать население держать деньги на депозитах. Кроме того, сейчас с учётом цифровизации, можно очень быстро переводить деньги со своего карт-счёта на депозиты и обратно, говорила она на заседании мажилиса.

В общем и целом, вся широкая общественная дискуссия есть официальное подтверждение провала финансовой политики. Это было ясно и раньше, но сейчас уже нет смысла это отрицать и пытаться делать вид, что на самом деле все хорошо.
Мадина Абылкасымова, видимо, старается сейчас продвинуться в диалоге с мажилисом. Глава АРРФР уверяет, что законопроект и ситуация в банковском секторе хороши, и теперь депутаты должны все это одобрить. Сложно сказать, насколько дискуссия повлияет на мажилис. С высокой долей вероятности вообще не повлияет. Если же Айдарбек Ходжаназаров и партия Respublica продолжат «линию интересов населения», то отразится ли это в законопроекте?