В августе 2025 года туристам из соседних стран на автомобилях стали отказывать в покупке бензина АИ-95. В регионах, особенно, по некоторым данным, в Северном Казахстане, продажа дефицитного АИ-95 гражданам регулируется талонами. Самое простое — отменить контроль за ценами и дать рынку шанс уравновесить спрос и предложение, в том числе, организовать перетоки топлива в регионы, страдающие от дефицита бензина. Это — болезненно, зато эффективно. И почему бы хотя бы на сезон высокого спроса не повышать норматив продажи бензина на товарных биржах.

Прекрасное далеко
Лишь вчера отгремел профессиональный праздник нефтяников Казахстана: поздравления, награды. Минэнерго опубликовало пост в соцсетях – почти ничего об итогах, разве что «нефтяная отрасль Казахстана началась в конце 19 века на Карашунгуле – историческом месторождении в Атырауской области, где в 1899 году была добыта первая казахская нефть и в отрасли занято порядка 1,1 млн человек. Добыча нефти за 2024 год составила 87 млн тонн».
Остальное — о прекрасном будущем. В 2025 году планируется рост до 96 млн т нефти и газового конденсата за счет расширения добычи на месторождении Тенгиз и развития проектов Карачаганак и Кашаган. В Казахстане утверждена Концепция развития нефтеперерабатывающей отрасли на 2025–2040 годы. Документ предусматривает расширение мощностей НПЗ с текущих 18 до 29 млн т в год. Производство бензинов планируется нарастить до более 8 млн т, дизельного топлива экокласса К5+ — более 9 млн т, авиатоплива — почти вдвое, до 1,5 млн т/год.
Между тем, в блогах, в социальных сетях ходят мнения о том, что добыча в Казахстане уже «на пике», что дальше добыча на Тенгизе будет расти, но всего лишь замещать падение добычи на Кашагане и Карачаганаке, на месторождениях в Кызылординской области вообще ставят крест.
Давайте, попробуем проанализировать настоящее нефтепереработки и продажи нефтепродуктов, в первую очередь, казахстанцам.
Ползут вверх, с участием посредников, цены на топливо
Цена на бензин пока медленно, на 1-2% за сеанс подорожания – в полторы-две недели, ползёт вверх. Конечно, варьирует, в разных сетях и на разных АЗС. На 2 сентября 2025 года: АИ-95 стоил в Алматы, в среднем 285 т/л, АИ-92 — 225 т/л.
Базовые цены товарной биржи «Каспий» на 22-25 августа 2025 года по поставщикам не менялись.
Авиатопливо:
- ТОО «ПКОП» — 400 173,9 тенге
- ТОО «АНПЗ» — 387 145,12
- ТОО «ПНХЗ» — 380 551
- ТОО «СП «CASPI BITUM» (CB) – на 0,7 млрд тенге.
Бензин АИ-92:
- ПКОП — 246 643,3 тенге
- АНПЗ — 224 086,7
- ПНХЗ — 246 976,7
Бензин АИ-95:
- ПКОП — 275 600 тенге
- АНПЗ — 254 866,7
- ПНХЗ — 275 933,3
Дизтопливо | ДТ-Е-К4 | ДТ-З-К4 | ДТ -Л-К4 |
ПКОП | 317 006,7 | 294 075,95 | 317 006,7 |
АНПЗ | 317 140 | 286 452,19 | 317 140 |
ПНХЗ | 323 873,3 | 323 873,3 |
Базовые цены товарной биржи «Каспий», включая станции поставки Павлодар-порт, Текесу или Тендык за 10 дней августа тоже не менялись:
Авиатопливо РТ-ТС-1 | Бензин АИ-92 | Бензин АИ-95 | Дизтопливо ДТ-Е-К4, ДТ-З-К4, ДТ -Л-К4 | |
18 августа | 380,6-400 | 224-247 | 255-276 | 317-324, 317-324 |
27 августа | 380,6-400 | 224-247 | 255-276 | 317-324, 286-294, 317-324 |
А вот как менялись средневзвешенные цены за месяц в 2025 году, тг/тонна на товарной бирже «Каспий» по станции поставки Текесу:
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | |
Авиатопливо ТС-1 | 400 174 | 400 174 | 400 174 | 400 174 | 400 174 | 400 174 | 396 092 |
Бензин АИ-92 | 222 385 | 219 604 | 217 154 | 220 451 | 228 060 | 239 693 | — |
АИ-95 | 296 760 | 280 226 | 270 292 | 256 048 | 262 787 | 272 729 | 270 661 |
Дизтопливо ДТ-Л-К4 | — | — | — | — | — | — | — |
ДТ-Е-К4 | — | — | — | — | — | — | — |
ДТ З-К4 | 291 288 | — | — | — | — | — | — |
Авиатопливо ТС-1 в июле подешевело примерно на 1%. Бензин АИ-92 дешевел с января по март, а затем быстро стал дорожать и в июле уже не продавался на биржевых торгах. Бензин АИ-95 дешевел с января по апрель, а затем цены стали меняться, видимо, в соответствии со спросом.
Дизтопливо на бирже реализовывалось только одного вида, и только в январе.
Внебиржевой индекс биржи «Каспий» по ст. поставки Текесу в 2025 году:
Янв. | Февр. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июл ь | Авг. «ЕТС» | |
Авиатопливо ТС-1 | 330 000 | 330 000 | 330 000 | 330 000 | 330 000 | 330 000 | 330 000 | 382 986 |
Бензин АИ-92 | 214 510 | 214 510 | 223 381 | 227 220 | 230 465 | 235 900 | 241 510 | 242 967 |
АИ-95 | 275 000 | 275 000 | 275 000 | 275 000 | 275 000 | 275 000 | — | 272 149 |
Дизтопливо ДТ-Л-К4 | — | — | — | — | — | — | — | 331 910 |
ДТ-Е-К4 | — | — | — | — | — | — | — | 331 910 |
ДТ-З-К4 | 284 361 | 284 359 | — | — | — | — | — | 331 910 |
На товарной бирже «ЕТС» в августе 2025 года цены на авиатопливо оказались выше июльских на бирже «Каспий» на 16%, на АИ-92 – такими же, на АИ-95 – на 1% ниже, чем июньские на бирже «Каспий».

Внебиржевой индекс биржи показывает текущую среднюю внебиржевую цену на рынке нефтепродуктов в целом по Казахстану. Он рассчитывается каждый день на основе сводных внебиржевых цен на местах производства, которые, в свою очередь, рассчитываются на основе информации о внебиржевых договорах, предоставленной в биржу. На внебиржевом рынке участники самостоятельно, хотя нередко и с участием посредников, могут совершать сделки, поясняют аналитики.
Вне биржи:
- авиатопливо продавалось с января по июль по одной цене
- бензин АИ-92 стал дорожать с марта и к июлю вырос в цене на 12,5%
- бензин АИ-95 продавался с января по июнь по одной цене, в июле информации по нему не было
- по дизтопливу информация была только по ДТ З-К4 и только в январе-феврале
Однако, общая тенденция вырисовывается четко. Рост цен.
Впрочем, этого роста – недостаточно, по мнению экс-советника Минэнерго и эксперта нефтегазовой отрасли Олжаса Байдильдинова, который неделю назад перевел в тенге и опубликовал примерные максимальные цены на АЗС Москвы и области:
- Аи-92 — ₽66 или 459 тенге
- Аи-95 — ₽73,8 или 514 тенге
- Дизтопливо — ₽77,5 или 539 тенге.
Он же приводит пример: стакан чая в столовой стоит как литр бензина на АЗС — 200-250 тенге и пишет, что в нормальной рыночной экономике у стакана чая и литра бензина не может быть одинаковой себестоимости.
«Чем быстрее мы реально отпустим цены на топливо в рынок, тем лучше для производства этого товара. Рыночная цена на Аи-92 в РК — $0,6 или ~320 тенге по текущему курсу», — пишет Байдильдинов.

Как доказательство, в Казахстане снова начались перебои с поставками топлива, на некоторых заправках топлива просто нет.
«Тревоги никакой не должно быть – запасы у нас находятся на постоянном контроле. По дизтопливу и бензину не вызывают никаких сомнений: заводы работают на полную мощность, и мы восполняем их постоянно», – успокаивал водителей через СМИ министр энергетики Ерлан Аккенженов недавно.
А что до цен, то правительство отказалось от госрегулирования в феврале, и они, на сегодня, формируются, исходя из внутреннего спроса и предложения.
Ранее, Минэнерго сообщало, что в Казахстане ситуация с обеспечением населения бензином марки АИ-95 находится под полным контролем, а сезонное увеличение спроса – штатная и прогнозируемая ситуация.
Значит, и перебои с поставками – спрогнозированы?
Пока ситуация выглядит контролируемой. У государства есть инструменты, с помощью которых можно снизить остроту кризиса. Да и в любом случае транспортной отрасли, промышленности, сельскому хозяйству дефицит топлива не грозит. Все три НПЗ работают. Тем не менее потребительский рынок, как наименее важный для деятельности экономики, может столкнуться с более серьезными, чем перебои поставок, проблемами.
Новая тактика контроля
Бензиновые кризисы Казахстан переживал и раньше. Например, в 2021 году. Это – тот, что спровоцировал события Кантара.
Топливный кризис пришел не сегодня. У нас с августа начали очень сильно снижаться запасы. На это наложились уборочные работы и вот мы имеем очень низкие запасы на нефтебазах. Первая причина, это — вопрос ценовой разницы между нами и приграничными странами. Разница между Казахстаном и Россией по солярке доходит до 90 тенге, с Узбекистаном и Кыргызстаном — 70-80 тенге, — пояснял экс-министр энергетики Мирзагалиев еще в 2021 году. С того времени мало что изменилось.
По данным биржи «Каспий», в 2024 году объем добычи нефти в Казахстане составил 87,7 млн т или 97,1% от плана, переработка нефти – 17,9 млн т или 100% от плана, а производство нефтепродуктов – 14,5 млн т или 102,1% от плана.
На 2025 год план переработки – 17,6 млн т, с объемом производства нефтепродуктов в 14,6 млн т. Как видим, пока рост переработки планируется всего на 100 тыс. т или 0,7% больше. Как-то не впечатляет лилипутский рост.
На экспорт в 2024 году Казахстан поставил 68,6 млн т нефти, с планом увеличения до 70,5 млн т в 2025 году. Импортных же закупить в России планируется в 2025 году: 285 тыс. т автобензина, 300 тыс. т авиатоплива, 450 тыс. т дизтоплива и 500 тыс. т битума.
Потребление всех видов светлых нефтепродуктов растет, отмечают аналитики биржи «Каспий».
С 1 января 2025 года должны были вступить в силу условия международного Договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Страны должны были подписать международный договор и три вида правил:
- единые правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов
- правила внебиржевой торговли
- правила биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами.
Но запуск единого рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС с 1 января 2025 года не состоялся – Казахстан и Россия так и не смогли достичь единого мнения по вопросам его формирования. По просьбе Казахстана срок запуска рынка перенесен на 2027 год.
Еще предстоит, по данным аналитиков, гармонизировать законодательство по биржевой торговле для доступа к торгам без дискриминации, решить проблемы монополизации нефтяной отрасли в России и Казахстане и дать равный доступ к транспортной инфраструктуре, на наднациональном уровне принять общие методики оценки нефти и нефтепродуктов и правила борьбы против нарушений конкуренции.
Налоговая нагрузка на топливо – вдвое ниже российской
Низкие внутренние цены в Казахстане приводят к «серому экспорту» топлива в соседние страны. Это вызывает, по данным аналитиков, «ежемесячные потери от 10 до 45 тыс. т топлива и ежегодные финансовые потери в размере $1.2 млрд». Поэтому Минэнерго продлило запрет на экспорт ГСМ из Казахстана еще на 6 мес. с 29 марта 2025 года.
Отметим, что налоговая нагрузка на топливо — 36% (в России — 71%) и это – главный фактор низких розничных цен в Казахстане. Казахстанские товарные биржи: ЕТС и «Каспий» подвержены прямому вмешательству государства и не является основным механизмом реализации нефтепродуктов, а суммарные объемы торгов на обеих биржах — незначительная часть от общего национального производства.
Планы поставок через биржи часто не соблюдаются, говорят эксперты. крайне низкое использование утвержденных объемов продаж. Рынок контролируют и влияют на цены и объём предложения несколько крупных компаний, риски для конкуренции, нет полных и доступных для аналитики данных на сайтах бирж.
Фактические объемы торгов составляют лишь небольшой процент от квот, установленных для реализации через биржу. Так что, товарные биржи не столько организуют физический оборот нефтепродуктов, сколько создают ценовой бенчмаркинг и обеспечивают прозрачность на рынке, где большая часть сделок заключается внебиржевыми прямыми контрактами, заключают аналитики.
Напомним, с марта 2021 года группа товаров «нефтепродукты» включена в перечень биржевых товаров, утвержденный приказом министра национальной экономики, а торги дизтопливом стартовали в ноябре 2021 года. Это означает, что госучреждения и субъекты квазигоссектора вправе покупать нефтепродукты через товарные биржи. Основными организаторами торгов нефтепродуктами в Казахстане являются АО «Товарная биржа «Евразийская Торговая Система» (ЕТС) и АО «Товарная биржа «Каспий» (CCX).
По отчёту товарной биржи «Каспий» в июне 2025 года продали топлива:
- ТОО «ПКОП» — на 3,1 млрд тенге
- ТОО «АНПЗ» — на 3,1 млрд
- ТОО «ПНХЗ» — на 1,7 млрд
- ТОО «СП «CASPI BITUM» (CB) – на 0,7 млрд тенге.