Политическая осень ещё не успела толком наступить, а на просторах соцсетей уже ощущается её горячее дыхание. Сегодня, 2 сентября, журналисты спросили главу Нацбанка Тимура Сулейменова: а правда ли, что уже к концу года курс тенге может провалиться почти вдвое – с сегодняшних 534 с «копейками» аж до 1000 тенге? Тимур Муратович поспешил это категорически опровергнуть, сообщил Bizmedia.

Глава регулятора назвал это «чистой теорией», сообщил, что пересматривать бюджет не планируется и зачем-то добавил: этим «занимаются Минфин и Минэкономики».
А накануне Министерство национальной экономики сообщило, что «нулевой дефицит бюджета будет достигнут к 2030 году». Это означает, что министерство полагает, что через пять лет государственные расходы равны государственным доходам. Даже если поверить, что такой прогноз – не «чистая теория», то для его реализации потребуются просто гигантские темпы роста экономики, для которых необходимо… уронить тенге как можно ниже. Иначе активность субъектов этой самой экономики никак не поднять и новых мощных поступлений в казну не дождаться. Об этом, к слову, постоянно твердит экономический аналитик Айдархан Кусаинов, давно прогнозирующий курс в «штуку» тенге.
Что думают эксперты?
Об этом же заявляет в своём Facebook сегодня его товарищ по «экономическому цеху» Сабит Рысбаев.
«Покупательная способность населения заметно снижается. Доллар продолжает дорожать, а вместе с ним растут цены на все товары. Даже отечественная продукция становится дороже, поскольку часть её сырья закупается за границей. Удорожание доллара неизбежно приводит к инфляции. Возможно, сейчас это не так ощутимо, но через месяц-другой последствия почувствуют все, независимо от того, есть ли у них доллары. И это только начало», — утверждает он.
Рысбаев напоминает: в августе Центральный банк РФ поднял ключевую ставку до 21 % — это рекордный уровень за всю историю. Процентные ставки по ипотеке уже превысили 40 %. По его словам, Россия была вынуждена пойти на такие меры, чтобы удержать курс доллара, и ходят слухи, что на декабрьском заседании ставка может подняться до 23 %. А наш Нацбанк не может этого сделать — тогда все радужные прогнозы Миннацэкономики можно будет назвать «чистой теорией», каковой они, собственно, являются уже сейчас.
«История показывает, что кризисы повторяются. В 1998 году в России рубль обесценился в 4 раза. В 1999 году в Казахстане, после президентских выборов, тенге обесценился вдвое. В 2014 году рубль потерял половину своей стоимости за одну ночь, а в 2015 году в Казахстане снова произошла девальвация после выборов.
Сегодня курс тенге напрямую зависит от курса рубля. За это время мы вступили в различные союзы, но впереди нас всё равно ждут непростые времена. Сейчас, даже при относительно стабильной политической ситуации, Национальный банк не может удержать курс тенге. Если рубль обесценится ещё в 2–3 раза, курс доллара в Казахстане может превысить 1000 тенге. В таком случае нам придётся столкнуться с серьёзными экономическими последствиями», — предупреждает Рысбаев.
По этой логике, нам срочно нужна принципиально новая монетарно-экономическая политика, которую сегодня не в состоянии «выдумать» ни главный банкир Тимур Сулейменов, ни глава МНЭ и куратор всего экономического блока в ранге вице-премьера Серик Жумангарин. Остаётся только ждать какого-то «ноу-хау» от президентского Послания, которое мы услышим уже 8 сентября.
Что ж, ждать остаётся совсем недолго…