
Вторник, 10 утра. IT-компания в Алматы, еженедельная планерка отдела продаж. Руководитель отдела вызывает к себе старшего менеджера:
— Асхат, опять проблема с Айдаром. Вчера сорвал сделку с клиентом — как только тот начал возражать по цене, растерялся и начал мямлить. Клиент решил, что мы сами в продукте не уверены. Второй случай за месяц. Пора ему искать замену.
— Жалко парня, обычно с людьми легко находит контакт, в целом продажи идут хорошо. Но техники работы с возражениями никак не освоит — теряется при первых сомнениях клиента.
Знакомая ситуация? За последние годы согласно исследованию McKinsey, 87% руководителей столкнулись с нехваткой навыков у сотрудников. И в Казахстане эта проблема тоже актуальна для большинства компаний.
Что делать? Увольнять всех неэффективных? Это только кажется простым выходом. Подсчитано, что в Казахстане увольнение одного сотрудника с зарплатой 400 000 тенге обойдется от 2,4 млн до 9,6 млн тенге — это и прямые затраты на последующий рекрутинг и обучение, и непрямые — на потерю производительности.
Есть другое решение: в сжатые сроки превратить «проблемного» работника в ценный актив, используя научно обоснованные методы.
Почему даже проинструктированные сотрудники могут быть неэффективными
Нейропсихология выделяет два типа памяти: пассивную и активную. В пассивной мы храним теоретические знания — можем пересказать инструкцию или правило. В активной — навыки, которые применяем автоматически.
Простой пример: если я спрошу вас, как переводится слово «шалом», большинство ответит «здравствуйте» (пассивная память). Но если я попрошу: «Скажите на иврите «здравствуйте»», многие растеряются — нужное слово просто «не придет в голову», хотя вы его знаете. Оно не закреплено в активной памяти.
То же происходит и с рабочими навыками. Сотрудник изучил регламент работы с клиентами и даже может вам его пересказать близко к оригиналу. Но как только звонит разгневанный заказчик, начинает действовать интуитивно, а не по правилам. Знания остались в пассивной памяти.
Главная ошибка руководителей: думать, что «дал инструкцию — значит, обучил сотрудника». Такой подход не работает. Без специальной технологии знания не переходят в активную память и не становятся устойчивыми рабочими привычками.

Научная основа методики
Исследования UCL (Университетский колледж Лондона) показывают: для формирования простых привычек нужно от 18 до 254 дней, в среднем — 66. Но для базовых рабочих навыков достаточно 3 недель целенаправленной практики.
Ключевой принцип — интервальные повторения. Еще в 1885 году психолог Герман Эббингауз выяснил: без повторения мы забываем 60% информации за час, 80% — за 6 дней. Но регулярная практика через определенные интервалы кардинально замедляет забывание.
Для взрослых критически важна андрагогика — наука об обучении взрослых. Ее принципы:
- Немедленное практическое применение
- Связь с реальными рабочими задачами
- Постоянная обратная связь
- Участие в планировании обучения
21-дневная программа: пошаговый алгоритм
Этап 1 (дни 1-5): Диагностика и активация знаний
Дни 1-3: Честная диагностика
Не спрашивайте: «Помнишь инструкцию?». Дайте человеку типичную рабочую задачу. Айдару из нашего примера — провести презентацию с имитацией возражений клиента по цене и срокам.
Фиксируйте конкретные ошибки:
- На каком этапе сбился
- Какие действия пропустил
- Где потерял логику
Цель — выявить разрыв между «знаю теоретически» и «делаю правильно».
Дни 4-5: Вербализация
Попросите объяснить процесс своими словами: «Расскажи, почему клиенты начинают возражать по цене и какая у них логика. Что они хотят услышать в ответ? Объясни, в чем разница между клиентом, который просто торгуется, и тем, кто действительно сомневается в ценности продукта».
Через проговаривание знания начинают переходить из пассивной памяти в активную.
Этап 2 (дни 6-15): Формирование устойчивых навыков
Ежедневная целенаправленная практика (15-20 минут)
Отрабатывайте именно проблемные моменты. Айдару — ежедневно отрабатывать техники работы с возражениями: ролевые игры с разными типами клиентских сомнений.
Принципы эффективной практики:
- Реальные рабочие ситуации из практики
- Немедленная обратная связь: «Здесь правильно задал уточняющий вопрос, но забыл подтвердить выгоду для клиента. Попробуй еще раз»
- Постепенное усложнение задач
Моделирование стрессовых ситуаций
К концу недели добавляйте давление: агрессивные возражения, несколько возражений подряд, работа с «принципиально недовольным» клиентом.
Этап 3 (дни 16-21): Закрепление и проверка автономности
Самостоятельная работа под наблюдением
Сотрудник выполняет задачи без подсказок, но вы контролируете результат.
Стресс-тесты:
- Справляется ли без подсказок?
- Как действует в нестандартных ситуациях?
- Правильно ли работает под давлением времени?
Финальная проверка: дайте провести сложную презентацию с сомневающимся клиентом в сжатые сроки.

Кейс из практики
В одном из наших филиалов преподаватель программирования Асхат получал жалобы: студенты не успевают за объяснениями, домашние задания возвращает с пометкой «неправильно» без конкретики.
Этап 1: Выяснили проблему — Асхат объяснял код как опытному разработчику, не учитывая, что студенты видят программирование впервые.
Этап 2: Каждый день после занятий отрабатывали:
- Останавливаться каждые 5 минут: «Есть вопросы по этому блоку?»
- Объяснять новые термины через знакомые понятия
- При проверке кода писать: «Строка 15: пропущена точка с запятой» вместо просто «ошибка»
Этап 3: Через 3 недели Асхат уверенно работает с любыми группами, включая самых «медленных» студентов.
Результат: жалобы от студентов прекратились. Успеваемость группы выросла — контрольную работу сдали 18 из 20 человек вместо обычных 12-13. Не пришлось искать замену и переобучать новых преподавателей.

Экономика решения
Выше я уже писал, что прямые и косвенные затраты на увольнение и поиск замены — это 2 400 000 тенге минимум. Но главные потери — в недополученной ценности.
Качественный специалист приносит компании в 3-5 раз больше своей зарплаты. Сотрудник с окладом 400 000 тенге должен создавать ценность около 1 500 000 тенге в месяц. Если он работает неэффективно — эти деньги вы просто теряете каждый месяц. Обучение сотрудников нужно для того, чтобы решить эту проблему.
Различные методики обучения я отработал на тысячах сотрудников. Понимание важности правильной передачи знаний в дальнейшем даже привело нас к созданию собственной системы для автоматизации таких процессов, которую теперь используем не только мы, но и больше 600 компаний.
Чек-лист для немедленного применения
□ Выберите одного проблемного сотрудника
□ Определите 2-3 конкретные слабые точки в его работе
□ Дайте реальную рабочую задачу, зафиксируйте ошибки
□ Попросите объяснить свои действия в проблемных ситуациях
□ Организуйте ежедневную 15-минутную практику на реальных задачах
□ Обеспечьте немедленную обратную связь после каждой попытки
□ На 15-й день проверьте самостоятельность
□ На 21-й день протестируйте в стрессовой ситуации

Когда методика не сработает
Честно признаю: подход не может сработать в 100% случаев. Он не поможет, если:
- Сотрудник категорически не хочет учиться
- Проблема в базовых компетенциях (неграмотность, неспособность к логическому мышлению)
- Есть конфликт ценностей с корпоративной культурой
В этих случаях, конечно, лучше расстаться на раннем этапе.
Главный принцип
Прежде чем искать нового сотрудника, дайте шанс старому. 21 день целенаправленной работы — это инвестиция, которая в большинстве случаев окупается сохранением опытного специалиста и экономией на рекрутинге.
Попробуйте на одном сотруднике. Через три недели будете точно знать: либо получили эффективного работника, либо действительно пора искать замену. В любом случае — это выигрышная стратегия.