Правительство Казахстана продолжает масштабную реформу налогового администрирования, направленную на повышение прозрачности и сокращение возможностей для уклонения от налогов. Как заявил премьер-министр Олжас Бектенов, ключевая цель изменений — это добиться того, чтобы бизнес платил «справедливые налоги», минимизировав использование формально законных, но неоправданных схем оптимизации.

Только в строительной отрасли с начала 2025 года налоговыми органами было выставлено 13,8 тыс. уведомлений, а сумма доначисленных платежей составила 116,4 млрд тенге, из которых уже взыскано 47,1 млрд тенге. Эти цифры показывают, насколько актуальна проблема налогового дисбаланса, особенно в секторах с высокой маржинальностью.
Сокращение льгот и пересмотр спецрежимов
Один из важнейших элементов реформы пересмотр специальных налоговых режимов (СНР), которые зачастую использовались для минимизации налоговой нагрузки без реальных экономических оснований.
Как пояснил директор департамента налоговой политики МНЭ Ерлан Сагнаев, число СНР сокращено с семи до трех:
Для самозанятых (доход до 300 МРП в месяц, освобождение от ИПН, только 4% соцплатежей).
Упрощенная декларация (доход до 600 тыс. МРП в год, без НДС и соцналога).
Для крестьянских хозяйств (0,5% с валового дохода, но с ужесточением земельного налога при нецелевом использовании участков).
Особое внимание уделено строительному сектору, где, по словам глаы правительства, необоснованно применялся розничный налог, хотя сделки между юрлицами не соответствуют его логике.
Упрощение администрирования
Новый налоговый кодекс предусматривает сокращение документооборота на 30%, что особенно важно для малого бизнеса. Вместо множества форм отчетности предприниматели смогут подавать унифицированные декларации. Это не только сэкономит время, но и уменьшит расходы на бухгалтерское сопровождение.
Снижение количества налоговых платежей на 20% должно упростить фискальную нагрузку. Особое внимание уделено объединению схожих сборов и отмене устаревших платежей. Однако эксперты отмечают, что ключевые налоги (НДС, КПН, ИПН) сохранятся в прежнем виде.
Новый дифференцированный подход к задолженностям (20 МРП — уведомление, 45 МРП — блокировка счетов) защитит бизнес от резких ограничений. Это особенно актуально для сезонных предприятий и стартапов, которые могут столкнуться с временными кассовыми разрывами.
Эксперты уверены, что упрощения явно ориентированы на малый и средний бизнес, который традиционно страдает от бюрократии. В то же время для крупных компаний сохранятся строгие требования к налоговой прозрачности и трансфертному ценообразованию.
«Системный подход к реформированию налогового администрирования. Сокращение отчетности на 30% — это не просто красивая цифра. На практике это означает, что малый бизнес сэкономит до 200 часов в год только на подготовке документов. То, что блокировка счетов теперь будет применяться только при задолженности свыше 45 МРП революционное изменение. Раньше из-за долга в 50 тысяч тенге могли полностью парализовать работу компании. Теперь у бизнеса появится буферная зона для урегулирования вопросов», — говорит налоговый юрист с 15-летним стажем Айгуль Медовских.
Баланс интересов
Реформа пытается найти компромисс между интересами бюджета и бизнеса. С одной стороны — борьба с уклонением, с другой — создание комфортной среды для добросовестных предпринимателей.
Однако успех реформы будет зависеть от двух факторов:
Четкости исполнения (не превратится ли борьба с оптимизацией в давление на бизнес).
Гибкости системы (сможет ли она адаптироваться к реальным экономическим условиям).
Эксперты уверены, если эти принципы будут соблюдены, Казахстан сможет создать более прозрачную и стимулирующую налоговую среду.