После «фундаментального» брифинга премьера Олжаса Бектенова и четырёх его заместителей наши эксперты, а также блогеры и телеграмеры незаслуженно обошли вниманием слова главы правительства о намерении строить первую из троицы энергобогатырей — Кокшетаускую ТЭЦ — не дожидаясь обещанного Россией финансирования.

Более того, ещё до выхода руководящей головки правительства к прессе чиновники Минэнерго ясно давали понять: если что — Казахстан справится с возведением всех трёх энергоцентралей — в Кокшетау, Семее и Усть-Каменогорске — самостоятельно, туманно намекая на некий план «Б», имеющийся у «Самрук-Энерго». Один из вице-министров Минэнерго даже обещал привлечь в качестве инвесторов «китайских товарищей». Однако практика показала: строительство непопулярных сегодня в мире угольных станций даже китайцам больше не интересно. И теперь этот «неликвид», навязанный нам Москвой, похоже, придётся достраивать самим.
Неподъемность
Для Казахстана эта ноша в итоге может оказаться неподъёмной. Обратимся к цифрам. Даже по предварительным расчётам, стройка в Кокшетау (к слову, это единственный областной центр без собственной теплостанции) обойдётся в 800 миллионов долларов, в Семее — в 950, а в Усть-Каменогорске и вовсе в 1,1 миллиарда «зелёных». Это были оценки на момент подписания соглашения «Самрук-Энерго» с РАО ЕЭС России. С тех пор цена вопроса не уменьшилась — совсем наоборот. Не случайно по той же Кокшетауской ТЭЦ пришлось делать перерасчёт — в сторону увеличения стоимости проекта.
На вопрос «почему?» обычно отвечали: в Казахстане произошёл резкий скачок цен на металлы и оборудование — в том числе из-за геополитической ситуации. Нет никакой гарантии, что аналогичное не произойдёт и с двумя другими «богатырями». Правда, премьер Бектенов на упомянутой уже трёхчасовой пресс-конференции уверял: дочка «Самрук-Казына» найдёт деньги для всей троицы. Вопрос — где? Внятного ответа мы не услышали. Зато вновь прозвучала духоподъёмная тирада по поводу куда более амбициозной задачи, поставленной президентом — удвоения ВВП к 2029 году:
«Задача амбициозная, но достижимая. В прошлом году объём ВВП составил $286 млрд. В этом году, с учётом показателей роста экономики, мы рассчитываем перейти отметку в $300 млрд. При условии обеспечения динамичного экономического роста в последующие годы нам вполне по силам достичь $450 млрд. Для этого проводится большая работа по развитию промышленного потенциала страны, диверсификации экономики, развитию производств высокого передела, чтобы больше объёма стоимости и валютной выручки оставалось в стране. Большая программа запущена по линии холдинга «Байтерек», которая позволяет привлечь в экономику дополнительно порядка 8 трлн тенге инвестиций. В планах — запуск 190 промышленных проектов на 1,5 трлн тенге. Если мы в этом направлении будем работать, то вполне сможем достичь поставленных целей».
Премьер, конечно, ни разу не экономист и уж точно не энергетик. Но хоть кто-то из вышедших с ним к прессе замов должен был поправить шефа: мол, Олжас Абаевич, в стране серьёзный энергодефицит, который в ближайшие годы будет только нарастать. Покрыть его куда проще, увеличивая закупки энергии у той же России, чем тратиться на возведение объектов, которые ещё и выйдут на самоокупаемость бог знает когда. А окупятся они только за счёт роста тарифов для потребителей — физических и юридических лиц. Это, как вы понимаете, чревато…

Но с другой стороны, без новых энергомощностей не будет развития производства. Не построятся те самые 190 промышленных предприятий на полтора триллиона тенге. А значит, и про удвоение ВВП до $450 миллиардов можно будет забыть надолго.
Россия?
А Россия?.. Она наглядно продемонстрировала свою несостоятельность как инвестора — во всяком случае, в энергетике. Теперь у противников строительства АЭС появятся новые контраргументы — хотя у угольных ТЭЦ и атомной станции разные подрядчики. У всех на слуху проблемы «Росатома» в Турции (им даже зарплату персоналу платить нечем). А ну как завтра что-то подобное случится у нас — в прибалхашском Улкене? Тут уж никаких «собственных средств» квазигоса не хватит — снова придётся выгребать «заначки» Нацфонда и ЕНПФ.
Так что вырисовывается непростая дилемма: ТЭЦ не построишь — ВВП не удвоишь. Может, и правда стоит пойти по испытанному пути — нарастить энергоимпорт? А почти 3 миллиарда долларов, которые могут уйти на полумифических «трёх богатырей», потратить на обновление энергосетей по всей немаленькой стране. Тем более что терять энергию будущей АЭС (если она всё-таки будет) в наших дырявых ЛЭП — просто обидно.