Первый рабочий день недели, безусловно, сделало одно кадровое назначение: своего рулевого наконец-то обрело Министерство транспорта. Пустовавшее с 8 июня кресло министра занял Нурлан Сауранбаев.

Нового назначения ждали, после увольнения прежнего министра Марата Карабаева, которого незадолго до этого жестко раскритиковал президент Токаев, кандидатура его преемника вызывала особый интерес. И вот интрига разрешилась: к рулю Минтранса пришел человек, почти 4 года возглавлявший «Казахстан темир жолы» — национального железнодорожного оператора. Деятельность КТЖ подвергали критике много раз и многие – президент, эксперты, журналисты.
Касым-Жомарт Токаев ставил перед Нурланом Сауранбаевым в момент его назначения в КТЖ амбициозную задачу – превратить национальную компанию в международную логистическую. Это позволило бы решить главную задачу – полностью реализовать огромный потенциал Казахстана, как международного транспортного хаба с впечатляющими возможностями. Помимо возрастания авторитета нашей страны это позволило бы в перспективе зарабатывать на транзите.
Сказать, что Нурлан Ермекович эту задачу совсем провалил, нельзя. При Сауранбаеве открыт Инновационный центр совместно с Huawei для проекта «Умная железная дорога», включая Big Data, IoT и AIВ, введены в строй сухой порт Сиань (Китай), терминалы в Азербайджане (Алят), Венгрии (Будапешт), России (Селятино) и Казахстане (Алматы, Актау). Но до цели, обозначенной президентом, как пешком до Луны. Пока амбициозные обещания (вроде «достичь результатов в укреплении позиций Казахстана в качестве транзитного хаба в Евразии») остаются обещаниями. А тем временем соседние государства Центральной Азии совместно с тем же Китаем готовы приступить к железнодорожным проектам в обход Казахстана. Если все дело только в том, что господину Сауранбаеву мешало отсутствие министерских полномочий для решения этих задач на международном уровне, то теперь ему, как говорится, полный ак жол.
Тем более, что по инсайдерской информации он пользуется доверием и поддержкой влиятельного помощника президента Ержана Казыханова, а также одного из самых влиятельных людей в кабмине – вице-премьера Каната Бозумбаева.
В общем, позиция министра транспорта в таком контексте становится ключевой в кабмине и уж точно заслуживает статуса первого вице-премьера. А там…чем черт не шутит!