Несмотря на рост производства в секторе бытовой химии и косметических товаров, обеспеченность остаётся весьма низкой — страна практически полностью зависит от импорта, передает Bizmedia.kz.

Что происходит
В Бюро национальной статистики АСПиР РК констатируют, что несмотря на рост производства в секторе бытовой химии и косметических товаров, страна практически полностью зависит от импорта.
Подробно
За январь–апрель текущего года в стране было произведено мыла, моющих, чистящих, полирующих, парфюмерных и косметических средств на сумму 8 млрд тг — на 4,3% больше в деньгах, чем годом ранее.
31,7% от общего объёма производства по стране приходится на Костанайскую область, где за четыре месяца было выпущено продукции на сумму 2,5 млрд тг, что на 36,9% больше по сравнению с прошлым годом. На второй и третьей строчке расположились Алматы (1,5 млрд тг, плюс 44% за год) и Астана (1,4 млрд тг, плюс 0,6%). Только на эти три региона пришлось 68,4% от общего объёма по стране.
По рынку чистящих паст, средств и порошков страна на 100% зависит от ввоза: в текущем году в стране не было произведено ни одной единицы продукции. При этом реализация продукции выросла: чистящих паст и порошков — в 3,1 раза, до 2,4 тыс. тонн; зубных паст — на 29,9%, до 2 тыс. тонн.
Обеспеченность в стране по другим позициям: рынок шампуней, лаков для волос, препаратов для завивки или укладки — 1,3%, парфюмерии и косметических средств — 4,7%, моющих средств — 8%, мыла — 13,9%.
Более обеспечен рынок средств для бритья, дезодорантов и составов для ванн: 37,5% против 47,8% годом ранее. Хотя страна и покрыла более третьи спроса, она всё ещё серьёзно зависит от импорта, а показатель за год снизился на заметные 10,3 п. п. Здесь также растут объёмы импорта.
Статистика по расходам
Расходы домохозяйств страны на товары личной гигиены в 2024 году составили 80,8 тыс. тг в год на в среднем на семью — на 7,8% больше, чем годом ранее.
По регионам:
больше всего на товары личной гигиены тратили жители Мангистауской области — 111,1 тыс. тг в год на одно домохозяйство, что на 12,9% больше, чем годом ранее, или на 37,6% больше, чем в среднем по стране. На второй и третьей строчке по затратам в секторе расположились Атырауская область (107,7 тыс. тг на домохозяйство, плюс 4,1% за год) и Шымкент (102 тыс. тг, плюс 12%);
меньше всего тратят на товары личной гигиены жители Восточно-Казахстанской области — 57,3 тыс. тг в среднем на семью, на 3% больше, чем годом ранее и на 29,1% меньше, чем среднестатистическая казахстанская семья. Также немного тратят на товары гигиены жители Абайской (57,3 тыс. тг) и Западно-Казахстанской (60,9 тыс. тг) областей.
Статистика в сегменте цен
Наблюдается стабильный и заметный рост: так, по итогам мая текущего года цены на товары личной гигиены выросли на 6% в годовом выражении. В том числе цены на туалетное мыло выросли на 10%, зубную пасту — на 8,6%, детское мыло — на 8,2%, пену и гель для бритья — на 6,8%, туалетную бумагу — на 6,1%, шампунь — на 4,6%.
В региональном разрезе:
наибольший годовой рост цен отмечен в Кызылординской (на 12,1%), Восточно-Казахстанской (на 10,8%) и Акмолинской (на 9,4%) областях;
наименьший рост фиксировался в Павлодарской (на 1,6%), Алматинской (на 2,4%) и Улытауской (на 3,3%) областях.