Казахстан стал первым стратегическим партнером Вьетнама в Центральной Азии. Совместное заявление об установлении Стратегического партнерства между Казахстаном и Вьетнамом подписали президент Касым-Жомарт Токаев и Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Вьетнама То Лам. По мнению политического обозревателя, эксперта по международным отношениям Таира Нигманова, и Казахстан, и Вьетнам выстраивают многовекторные внешнеполитические стратегии, избегают конфронтации с соседями и усиливают голос развивающихся стран на мировой арене. О стратегическом сближении двух стран — в интервью с экспертом.
— Как вы оцениваете политическое значение визита Генерального секретаря ЦК КПВ То Лама в Казахстан для двусторонних отношений?
— Государственный визит— это всегда событие исключительной дипломатической значимости. Визит Генерального секретаря Коммунистической партии Вьетнама сопровождался максимальным вниманием со стороны казахстанской стороны, а сама программа пребывания была насыщенной и тщательно подготовленной. Восточные дипломатические традиции в полной красе – я бы так это описал.
Главным политическим итогом визита, без сомнения, стало подписание Совместного заявления об установлении стратегического партнёрства между Республикой Казахстан и Социалистической Республикой Вьетнам. Этот документ определяет ключевые приоритеты и задачи дальнейшего сотрудничества между двумя странами. В частности, у наших стран есть интерес и договоренности увеличить двусторонний товарооборот в два с половиной раза, доведя его до устойчивого и стабильного уровня.
Уже сейчас можно говорить о положительных сдвигах: например, с прошлого года между нашими странами действует безвизовый режим, и, как сообщил министр иностранных дел Вьетнама, по итогам прошлого года Вьетнам посетили около 140 тысяч казахстанских туристов. Это хороший показатель, учитывая, что ранее Вьетнам не был столь популярным направлением среди казахстанцев. Мы наблюдаем, как конкретные политические события и шаги напрямую отражаются на взаимодействии двух государств.
Развитие двусторонних отношений набрало высокую скорость за последние три года: президент Казахстана посещал Вьетнам, государственные чиновники Вьетнама посещали ранее нашу страну — это говорит о серьёзной и глубокой интенсификации отношений.
— Как бы вы охарактеризовали политическую фигуру То Лама, и какое значение это имеет для переговоров с президентом Токаевым?
— Главное, что характеризует То Лама – это то, что он достаточно активный во внешней политике. К этому подталкивают и события на международной арене. В этом его позиция схожа с позицией главы нашего государства: оба лидера понимают, что в условиях нынешнего геополитического шторма, скажем так, невозможно оставаться в стороне. Необходимо проводить очень активную внешнюю политику и устанавливать как можно больше связей и дипломатических контактов по всему периметру – как с ближайшими соседями, так и с дальними партнёрами.
— Что означает для Казахстана статус Вьетнама как одного из самых быстрорастущих рынков Юго-Восточной Азии? Какие экономические возможности это открывает?
— Основная проблема, с которой традиционно сталкивается Казахстан и о которой приходится все время говорить, — это то, что мы отрезаны от морской торговли. Море – это главная торговая артерия мира, 80-90% мировых торговых потоков проходит по морским путям. Поэтому нам всегда необходимо ориентироваться на то, чтобы укреплять взаимосвязи с государствами, которые находятся у моря. Тем более, что Вьетнам находится, пожалуй, в самом интенсивном регионе мира по количеству торговых путей, связей и коммуникаций.
Вьетнам – достаточно передовая страна, государство демонстрирует уверенный рост и становится всё более привлекательным как торгово-экономический партнёр. Разумеется, нам интересен опыт Вьетнама, например, как страны, которая встраивается в международные производственные цепочки, так и конкретные их технологические наработки.
Казахстану интересно, чтобы вьетнамские компании инвестировали в нашу страну, потому что казахстанская экономика по-прежнему зависит от поступления иностранных инвестиций, особенно в условиях, когда активность традиционных инвесторов постепенно снижается. Вьетнам уже зарекомендовал себя как страна, успешно размещающая у себя производства крупнейших транснациональных корпораций — как из Юго-Восточной Азии, так и из западных стран. Поэтому интерес к активному участию вьетнамского бизнеса в проектах на территории Казахстана абсолютно оправдан.
— В чем, по Вашему мнению, Казахстан и Вьетнам похожи? И можно ли говорить о сближении Казахстана и Вьетнама как о примере сотрудничества «средних держав» в условиях глобальной турбулентности?
— Вьетнам с Казахстаном роднит его многовекторная политика, причем очень понятная с точки зрения непосредственного соседства с Китаем — крупным государством с сильной экономикой. При этом Вьетнам не стремится к эскалации конфликтов с соседними государствами. В этом наши страны очень похожи.
Когда речь идёт о «средних державах» в условиях глобальной турбулентности, можно даже сослаться на недавнее интервью министра иностранных дел Вьетнама Буй Тхань Шона, которое он дал накануне визита в Казахстан. Он сказал, что Вьетнам «надеется на совместное продвижение инициатив на международных форумах, усиливая голос развивающихся стран в формировании более инклюзивной и устойчивой архитектуры глобального развития». Это на 100 процентов, целиком и полностью, совпадает с внешнеполитической позицией Казахстана по видению архитектуры и развития международных отношений. Прекрасно, когда у нас развиваются связи с теми государствами, которые разделяют принципы Казахстана и заинтересованы в том, чтобы сделать сильнее коллективный голос стран, которые стремятся к устойчивому развитию и мирному сосуществованию.