Внутренний рынок Казахстана столкнулся с нехваткой сжиженного нефтяного газа (СНГ). Об этом сообщил министр энергетики Ерлан Аккенженов на заседании правительства 23 апреля. По его словам, текущая потребность в газе превышает объёмы поставок на 25–30 тысяч тонн в месяц — это около 23% от общего объёма распределения.
Почему газа стало не хватать
Министерство энергетики ежемесячно распределяет по регионам примерно 130 тысяч тонн сжиженного газа. Но этого объёма уже недостаточно, чтобы покрыть растущий спрос.
Главная причина — активный переход водителей на газ. Только за последний год число автомобилей с газобаллонным оборудованием (ГБО) выросло на 16%: с 582 тысяч до 677 тысяч машин, по данным МВД.
Такая динамика — результат ценового перекоса: газ по-прежнему стоит значительно дешевле бензина и дизеля. В погоне за экономией многие водители, особенно в приграничных регионах, переоборудуют свои машины. В соседних странах газ дороже, поэтому нередки случаи незаконного вывоза.
Что такое ГБО и почему это важно
Газобаллонное оборудование (ГБО) позволяет автомобилю работать не только на бензине, но и на сжиженном газе. Это снижает расходы на топливо, но требует установки специальной системы и соблюдения правил безопасности. В Казахстане популярность ГБО растёт из-за низкой цены газа, которая удерживается благодаря госрегулированию.
Бэкграунд: откуда проблема
Ситуация с дефицитом СНГ назревала давно. Оптовая цена на газ в Казахстане остаётся заниженной — это удерживает розничные цены, но делает производство и поставку топлива малопривлекательными для бизнеса. В результате внутренний рынок всё больше зависит от госрегулирования, а резкие колебания спроса вызывают перебои в поставках.
Спрос растёт, а гибких механизмов его регулирования пока нет. Попытки повысить цены или ограничить потребление часто вызывают недовольство населения.
Что будет дальше
Министр не уточнил, какие конкретные меры будут приняты, но очевидно, что без пересмотра ценовой политики и контроля над оборудованием машин ГБО проблему решить не удастся.
Кроме того, потребуется усиление мер против нелегального вывоза топлива за границу — это один из факторов, разгоняющих теневой рынок и усугубляющих дефицит.
Что это значит для потребителей
- Возможны очереди и перебои на газовых заправках в пиковые месяцы.
- Вероятно, будет рассмотрен вопрос повышения оптовых цен — чтобы стимулировать производителей и сбалансировать спрос.
- Водителям стоит учитывать, что установка ГБО — это не только экономия, но и риск: при нехватке топлива придётся искать альтернативу.