Во время заседания Мажилиса 23 апреля 2025 года депутат Магеррам Магеррамов выступил с предложением пересмотреть действующие принципы поступления в магистратуру. Обращаясь к министру науки и высшего образования Саясату Нурбеку, он обратил внимание на то, что сегодня абитуриенты могут завершить бакалавриат по одной специальности, а затем поступить в магистратуру по совершенно иному направлению, разберемся детальнее, передает Bizmedia.kz.

Один диплом — одно направление
Такой подход парламентарий назвал «поверхностным» и выразил обеспокоенность его влиянием на общий уровень подготовки специалистов.
По мнению Магеррамова, это может привести к снижению качества образования, ослаблению интеллектуального ресурса страны и разрушению научной базы в долгосрочной перспективе.
Магистратура — только по профилю
В своём запросе депутат предложил ограничить возможность поступления в магистратуру только тем кандидатам, чья предыдущая учебная ступень соответствует выбранной специальности, либо находится в смежной области.
Такая мера, по его словам, позволит сохранить преемственность в научной подготовке и повысить уровень профессиональной экспертизы выпускников.
Докторантура — только для опытных
Отдельное внимание Магеррамов уделил системе подготовки докторов наук.
Он отметил, что в настоящее время в стране наблюдается рост числа обладателей научных степеней, которые при этом не обладают необходимым практическим или исследовательским опытом.
По мнению депутата, это снижает авторитет самой степени и ставит под сомнение научную значимость многих работ.
В связи с этим он предложил ввести обязательные условия для поступления в докторантуру.
Среди них — наличие опубликованных научных трудов, подтверждение активной исследовательской деятельности и обязательный интервал в пять лет после окончания магистратуры.
Такая пауза, считает Магеррамов, даст специалисту время на накопление практики и профессионального опыта.
Ожидается реакция министерства
Официальный ответ на депутатский запрос пока не озвучен.
Вместе с тем отметим, что эта идея вполне может стать поводом для широкой дискуссии в академическом сообществе, учитывая значительное влияние таких изменений на структуру высшего образования в Казахстане.