С 1 января 2025 года в Казахстане начали действовать новые требования к водителям такси и агрегаторам. Усиление контроля стало ответом на тревожную статистику: в 2024 году с участием такси произошло 113 ДТП, в которых погибли 42 человека, ещё 201 — получил травмы.

Что теперь обязательно для таксистов
Все частные перевозчики, которые сотрудничают с интернет-платформами (агрегаторами), обязаны уведомлять местные власти о начале своей деятельности. Эти сведения будут вноситься в единый электронный реестр — вместе с данными об автомобилях, включая марку, модель и номер.
Кроме того, с января 2025 года водителей обязали:
- проходить ежедневные предрейсовые и послерейсовые медосмотры;
- делать техосмотр автомобилей перед каждым рабочим днём;
- использовать только исправные машины с левым рулём;
- соблюдать режим труда и отдыха.
Следить за соблюдением этих норм должны владельцы платформ — такие как Яндекс Go, inDrive и другие. Это одна из ключевых новаций: ответственность частично перекладывается на агрегаторов.
Почему это стало нужно
Подробности стали известны из официального ответа на депутатский запрос правительству. Сенаторы в запросе обратили внимание, что многие таксисты работают без отдыха, без проверок здоровья и на технически неисправных машинах. Один из самых трагичных случаев произошёл 15 ноября 2024 года на трассе Караганда — Балхаш: водитель праворульного авто не справился с управлением и машина перевернулась. Погибли семь человек, в том числе двое детей.
Депутаты заявили, что в последние пять лет органы не проводили профилактических проверок таксопарков. А за два года — ни одной проверки на соответствие требованиям. Это означает, что отрасль фактически осталась без контроля.
Как ещё будут усиливать контроль
Сейчас Минтранспорта готовит законопроект, который изменит правила игры для агрегаторов. План — ввести разрешительный порядок: сервисы не смогут работать без получения специального допуска. Также планируют закрепить требования к агрегаторам — например, по качеству сервиса, безопасности и контролю водителей.
Параллельно развивается электронная система контроля. Обновлённый государственный реестр должен помочь вести учёт не только компаний, но и каждого конкретного автомобиля. Это позволит быстрее выявлять нелегалов и технически неисправные машины.
Что уже сделано
В 2024 году транспортные инспекции провели 251 рейд против «теневых» перевозчиков. Проверили 3 701 машину, составили 1 780 административных протоколов. Однако, как отмечают депутаты, это точечные меры, которые не решают проблему системно — отсюда и необходимость новых требований.
Бэкграунд: почему реформа такси назрела — мнение Bizmedia
Сфера пассажирских перевозок в Казахстане бурно развивалась последние годы, но чаще стихийно. Агрегаторы позволили быстро выйти на рынок тысячам частных водителей, но многие из них игнорировали базовые требования к безопасности. Техосмотры, медсправки, режим труда — всё это оставалось на бумаге.
Рост числа ДТП, в том числе со смертельным исходом, вызвал общественный резонанс. Власти фактически признали, что прежняя модель регулирования больше не работает, поэтому решили перейти к новому формату — с цифровым контролем и прямой ответственностью агрегаторов.