Глава Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Мадина Абылкасымова рассказала о семи основных направлениях нового проекта закона о банках, сообщает Bizmedia.kz.

В приветственном слове глава АРРФР рассказала, что Агентство совместно с Национальным Банком разработали проект нового закона, а также подготовили изменения в ряд смежных кодексов и нормативно-правовых актов. В общей сложности предлагаемые поправки затрагивают 7 кодексов и 16 законов Республики Казахстан.
Работа над законодательными инициативами велась при тесном взаимодействии с международными экспертами, включая представителей Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного валютного фонда (МВФ), а также компаний Oliver Wyman, KPMG и Dentons. Благодаря этому удалось не только учесть актуальные вызовы и позиции участников финансового рынка, но и внедрить современные международные стандарты регулирования банковского сектора.
Она выделила семь основных направлений.
Первое направление посвящено усовершенствованию системы лицензирования и регулирования доступа на банковский рынок. В рамках этого блока предлагается внедрение новой формы — базовой банковской лицензии, призванной упростить процесс выхода новых игроков на рынок и стимулировать конкуренцию. В отличие от универсальной лицензии, базовая лицензия будет иметь ограничения по объёму активов и видам проводимых операций, а также предполагает пониженные требования к минимальному капиталу (до 10 млрд тенге), системе управления рисками и надзорной нагрузке. Это создаёт более адаптивные условия регулирования при сохранении стабильности банковской системы. Такой подход особенно актуален для микрофинансовых организаций, работающих с малым и средним бизнесом, особенно в регионах. Многие из них уже проявили интерес к получению подобной лицензии.
Дополнительно будут ужесточены требования к организациям, оказывающим финансовые услуги населению. Повышенное внимание будет уделено соблюдению стандартов комплаенса, информационной безопасности и защите прав клиентов, что должно повысить прозрачность финансовых операций, снизить риски для граждан и укрепить доверие к финансовой системе.
Также предусмотрены условия для развития исламского банкинга. Универсальные банки смогут получить дополнительную лицензию на ведение исламской банковской деятельности при условии обязательного раздельного учёта и соблюдения норм шариата. Это обеспечит открытость операций и гарантии защиты интересов клиентов.
Второе направление ориентировано на развитие поведенческого надзора и усиление защиты прав потребителей. Планируется внедрение системы контроля, по значимости сопоставимой с действующим пруденциальным надзором. Подход к регулированию будет основываться на ответственности при разработке, продвижении, предоставлении и мониторинге финансовых продуктов. Повышаются требования к раскрытию информации, ограничиваются недобросовестные практики, вводится обязанность финансовых организаций содействовать повышению финансовой грамотности населения. Также пересматривается структура рассмотрения обращений граждан: теперь все обращения в первую очередь должны рассматриваться непосредственно в самой финансовой организации, далее — в Единой службе финансового омбудсмана, которая становится основным органом досудебного разрешения споров.
Третье направление касается механизмов урегулирования деятельности неплатёжеспособных банков. Вводится трёхступенчатая модель, включающая этапы усиленного надзора, восстановления устойчивости и непосредственно урегулирования. При первых признаках ухудшения финансового положения банк попадает под усиленный надзор и пересматривает план по восстановлению. В случае дальнейшего ухудшения запускается режим стабилизации, а при признании банка неплатёжеспособным — механизм урегулирования, включающий назначение временной администрации и анализ его жизнеспособности. Цель — минимизировать участие государства, ограничив его исключительно случаями угрозы системной стабильности.
Четвёртое направление связано с приведением банковского регулирования в соответствие с международными стандартами. На основе оценки финансового сектора Казахстана (FSAP), проведённой МВФ и Всемирным банком в 2023 году, выработаны предложения по усилению пруденциальных норм, расширению макропруденциальных инструментов и установлению требований к профессионализму руководителей ключевых направлений — управления рисками, внутреннего аудита и комплаенса.
Пятое направление направлено на активизацию кредитования. Будет стимулироваться развитие синдицированных кредитов, создан гарантийный фонд и сформированы условия для более широкого применения таких инструментов, как факторинг. Эти меры должны упростить доступ субъектов малого и среднего бизнеса к финансированию и активизировать экономическую деятельность.
Шестое направление включает в себя структурную оптимизацию банковского законодательства. Новый закон будет выстроен в логике жизненного цикла банка — от создания и лицензирования до прекращения деятельности. Из него будут исключены устаревшие и дублирующие нормы. Требования к акционерам и управленческому составу будут вынесены в отдельный закон «О государственном регулировании, контроле и надзоре», что обеспечит большую юридическую чёткость и удобство применения нормативов участниками рынка.
Седьмое направление ориентировано на развитие цифровой финансовой инфраструктуры страны, в том числе на правовое регулирование цифровых активов. Цель — создание технологически развитой и устойчивой финансовой системы, готовой к дальнейшей цифровизации. Более подробная информация по этому вопросу будет представлена Национальным банком дополнительно.