На заседании Мажилиса депутат Еркин Абиль поднял важный вопрос перед заместителем Премьер-Министра, министром национальной экономики Серику Жумангарину. Он выразил обеспокоенность по поводу снижения порога для постановки на учёт по НДС и возможных дополнительных поступлений в бюджет, а также о затратах для бизнеса и налогового администрирования.

«Вы начали доклад как раз с вопроса по НДС. Это, наверное, справедливо, потому что наибольшие споры в обществе, вы прекрасно это знаете, вызвал вопрос по повышению НДС», — отметил депутат.
Он добавил, что многие были против предложения правительства снизить порог до 15 миллионов тенге.
Абиль уточнил, что в докладе правительства говорилось о возможных дополнительных поступлениях в бюджет на сумму 400 миллиардов тенге, а также о появлении 300 тысяч новых налогоплательщиков при снижении порога. Однако депутат выразил сомнение в точности этих цифр, отметив, что такие расчёты могут быть поверхностными.
«Мне кажется, это очень поверхностные цифры, и позвольте не согласиться с этим, потому что правительство само говорило о том, что снижение порога нужно для того, чтобы избежать дробления бизнеса. Мы бы не получили эти 300 тысяч плательщиков. Там же не всё результат дробления, там вместе с этим были десятки тысяч добросовестных плательщиков НДС под спецналоговым режимом, которые просто ликвидировались бы», — подчеркнул Абиль.
Депутат также спросил, какую сумму дополнительных поступлений в бюджет правительство ожидает от новых налогоплательщиков и насколько эффективной будет эта мера для бизнеса и налогового администрирования.
Министр Жумангарин ответил, что при планируемых 300 тысячах новых плательщиков в 2016 году бюджет должен был получить 3,2 триллиона тенге от НДС, но с уменьшением числа таких налогоплательщиков до 144 тысяч ожидаемая сумма составит 2,8 триллиона тенге. Также, по его словам, налоговое администрирование ежегодно приносит дополнительные поступления в размере 1 триллиона тенге.
«С учётом того, что у нас стоит задача сократить теневую экономику с 17,5% на 1 января 2025 года до 15%, я думаю, что такой же темп будет продолжаться, плюс 1 триллион от налогового администрирования», — добавил Жумангарин.
На повторный вопрос Абиля о том, сколько из новых плательщиков просто ликвидировались бы, если бы усложнились условия администрирования, Жумангарин отметил, что правительство учитывает такие риски.
«У нас есть все расчёты. Более того, мы считаем, что из того количества, которое с 2020 года образовалось, резкий рост произошел, количество малого микробизнеса с 1,1-1,2 миллиона до 1,7-1,8 миллиона. 500 тысяч — это дробленцы», — сообщил министр.
Он уточнил, что ожидается естественная ликвидация таких дробящих компаний, которые станут неактуальными и бессмысленными в условиях новых налоговых условий.
«У нас есть градация, сколько фирм открыли. Есть пять компаний, которые открыли сто дополнительных лиц. Наверное, им теперь такое количество будет не нужно», — заключил Жумангарин.