На Правительственном часе в Сенате Парламента был заслушан доклад Первого заместителя Председателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Абдрахманова Н.А. о ситуации на рынке кредитования экономики, а также о мерах по повышению доступности кредитов для бизнеса, передает Bizmedia.kz.

Первый заместитель Председателя АРРФР Абдрахманов Н.А. в своем докладе отметил, что важным условием устойчивого экономического развития и диверсификации национальной экономики является повышение роли финансового сектора в обеспечении финансирования реального сектора. Главой государства в качестве одной из приоритетных задач определено активное вовлечение ресурсов финансовых организаций в кредитование крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов.
Агентство совместно с Национальным Банком реализуют комплекс мер, направленный на повышение доступности кредитов бизнесу, обеспечение фондирования банков и вовлечение банков в финансирование приоритетных инвестиционных проектов реального сектора.
Несмотря на сохраняющиеся высокие ставки по кредитам, наблюдается устойчивый рост кредитов экономике на протяжении последних 4 лет. С 2021 года кредиты экономике увеличились в 1,8 раз до 33,8 трлн тенге. Кредиты бизнесу также показывают положительную динамику. В 2024 году кредиты бизнесу выросли на 16,3% до 13,1 трлн тенге. Набольший рост наблюдается в кредитовании индивидуальных предпринимателей, которые выросли за прошлый год на 46,6% до 2,3 трлн тенге.
Важным показателем, отражающим спрос на заемные средства, является выдача новых кредитов бизнесу. За 2024 год бизнесу выдано новых кредитов на 18,2 трлн тенге, что на 17,2 % больше, чем в 2023 году. Наблюдается значительный рост субъектов бизнеса, имеющих кредиты в банках. За 2024 год их количество выросло на 20,3% до 534 тысяч субъектов. В результате их доля в структуре действующих субъектов бизнеса увеличилась с 4% в 2020г. до 26% в 2024 году.
В разрезе отраслей экономики доля кредитов банков остается преобладающей. По итогам 2024 года в общем объеме кредитов бизнесу доля банков составила 82%, доля субъектов квазигосударственного сектора институтов развития – 18%. При этом доля банков в кредитовании строительства и торговли составила более 99%, транспорта и связи – более 82%, в сфере промышленности – 70%, в сельском хозяйстве – 50%.
Для расширения кредитования бизнеса Агентство обеспечивает необходимые регуляторные стимулы для банков.
Одной из ключевых мер для расширения потенциала кредитования МСБ является снижение нагрузки на капитал банка при кредитовании бизнеса. В этой связи до 2026 года коэффициент риска по займам МСБ и синдицированным кредитам снижен до 50%, при стандартном риск-взвешивании в размере 100%. Это позволило высвободить капитал банков в размере 127 млрд тенге, что дало возможность выдать субъектам МСБ новые кредиты на сумму более 1,5 трлн тенге.
Вместе с тем, для повышения доступности кредитов для субъектов МСБ Агентством введен упрощенный порядок оценки их кредитоспособности при получении кредита до 500 млн тенге.
В целях смягчения залоговой политики банков Агентством повышены коэффициенты ликвидности отдельных видов залога. Так, залоговая стоимость легкового транспорта повышена с 50% до 60%, оборудования – с 40% до 55% по денежным средствам, поступающим в оплату ГЧП и оффтейк контрактов – с 0% до 50%.
В целях высвобождения ликвидности банков для выдачи новых кредитов бизнесу до 2026 года норматив ликвидности снижен с 1 до 0,9. Дополнительно с 1 до 0,9 снижено значение коэффициента стабильного фондирования. Эти меры позволили банкам высвободить ликвидность на сумму 1,6 трлн тенге.
Другим важным направлением расширения кредитования бизнеса является активизация дочерних иностранных банков, которые в основном финансируются со стороны материнских структур. Объем такого финансирования ранее был нормативно ограничен размером собственного капитала дочернего банка. В целях расширения возможностей привлечения финансирования от зарубежных родительских банков максимальный объем внешних обязательств к капиталу банка увеличен в 3 раза.
В текущем году Агентство планирует принять дополнительные меры пруденциального стимулирования для расширения кредитования бизнеса. В настоящее время у банков имеется значительный объем валютной ликвидности, который не задействован в кредитовании. Для расширения валютного кредитования бизнеса планируется снизить коэффициент риска по валютным кредитам с 200% до 100%.
Важной мерой по расширению финансирования бизнеса также является максимальное использование механизма гарантирования кредитов МСБ. Для этого планируется снизить коэффициенты риска по кредитам, обеспеченным гарантиями ДАМУ и БРК, с 50% до 25%.
В рамках повышения доступности банковских кредитов планируется признать в качестве твердых залогов договора страхования государственных кредитно-экспортных агентств или частных страховщиков с инвестиционным рейтингом.
Помимо пруденциального стимулирования, Агентством совместно с Правительством и Национальным Банком принимаются меры по развитию синдицированного кредитования, расширению базы фондирования и обеспечению доступности кредитов для субъектов МСБ.
Для кредитования крупных инвестиционных проектов в 2024 году приняты законодательные поправки для развития синдицированного кредитования. Расширен состав участников синдиката за счет банков-нерезидентов и созданы условия для заключения договора синдицированного займа на принципах международного права.
Для реализации синдицированного кредитования на базе холдинга Байтерек создан Управляющий Проектный офис с участием министерства национальной экономики, Национального Банка, Агентства и банков. Сформирован пул инвестиционных проектов стоимостью более 6 трлн тенге и начато финансирование 5 проектов стоимостью 835 млрд тенге. В настоящее время в состав проектного офиса включены 17 банков, на которые приходятся 99,8% кредитов бизнесу.
В связи с тем, что база фондирования носит краткосрочный характер, Агентством совместно с Национальным Банком в 2024 году разработан и принят механизм долгосрочного фондирования банков. Основной задачей данного механизма является возможность кредитования долгосрочных проектов заемщиков.
Средства выделяются через выпуск банками облигаций в тенге на срок до 7 лет по рыночным ставкам. Планируемый объем финансирования — 500 млрд тенге, из которых банками в 2024 году привлечено 220 млрд тенге на кредитование 72 проектов в промышленности, электроснабжения и транспорта. Реализация механизма фондирования будет продолжена.
В заключение было отмечено, что усовершенствование механизмов регулирования фондирования бизнеса прямо способствует смещению акцента с государственного финансирования экономики на финансирование частными финансовыми институтами.
В этой связи поддержка депутатами предложенных законодательных инициатив обеспечит необходимую правовую основу для решения вопросов финансирования реального сектора, повышения доступности кредитов для бизнеса и усилит роль финансового сектора в обеспечении устойчивого экономического роста.