Высшая аудиторская палата выявила в 2024 году выявила колоссальные убытки в компании «Казахстан темир жолы», передает Bizmedia.kz.

Председатель правления АО «Самрук-Казына» Нурлан Жакупов рассказал, что до 20% акций «Казахстан темир жолы» планируют продавать на предстоящем IPO компании. При этом он отметил, что инвесторы получат долю в компании, включая магистральную сеть (МЖС) и другие активы, но не прямое владение инфраструктурой.
Для того, чтобы выйти на IPO необходимо также проработать законодательство: внесение изменений в нормы, регулирующие IPO (внутренние и международные) и консультации с юристами, финансовыми и техническими экспертами.
Нурлан Жакупов пояснил, что привлечь инвесторов и акционеров могут сроки перевозок между Китаем и Европой. Казахстан является мостом между ними.
Примером служат сроки доставки из Шанхая в Роттердам, которые составляют 60 дней при стабильной обстановке в Красном море, в то время как железнодорожная доставка проходит от 14 до 16 дней. 97% китайско-европейских грузов идёт морем, только 3% – по железной дороге. От этих 3% 80 проходит через Казахстан. В 2024 году транзит грузов через КТЖ составил 27 млн тонн. После завершения проекта «Достык – Мойынты» к 2026 году объёмы вырастут до 55 млн тонн (в 2 раза).
На сегодня КТЖ имеет активы:
49% порта Ляньюньган и сухой порт Сиань – ключевые хабы в КНР;
порты Курык и Актау (Казахстан), терминал в Алят-Баку (Азербайджан).
Планируемые проекты:
сухие порты в Бухаресте (Румыния), Свислочи (Беларусь), Селятино (РФ);
выход на рынки Болгарии, Румынии, в порты Карачи (Пакистан) и Абу-Даби (ОАЭ).
Проблемы КТЖ заключаются в критическом уровне долга, который достиг 2,9 трлн тенге, при этом 45% средств уходит на рефинансирование предыдущих займов. Проверка Высшей аудиторской палаты выявила убытки в 907 млрд тенге из-за тарифов ниже себестоимости, особенно по экспортным перевозкам. Компания находится в «красной» зоне кредитного риска, а её выживание зависит от транзитных доходов.
При этом железнодорожная сеть Казахстана страдает от износа: 39% пробега вагонов – порожние, зафиксировано более 4 тысяч нарушений безопасности. Несмотря на инвестиции в 2 трлн тенге за четыре года, инфраструктура остаётся архаичной, а попытки модернизации сводятся к латанию дыр.