В Мажилисе Парламента Республики Казахстан были презентованы поправки в Налоговый кодекс РК. Они направленные на совершенствование налоговой системы, выравнивание экономических условий для развития бизнеса и улучшение инвестиционного климата в стране. Здесь расскажем об основных изменениях, прилагаемых правительством и о влиянии налоговой реформы на бизнес-среду.

Что предлагается в проекте Налогового кодекса:
для постановки на регистрационный учет плательщика НДС предельный порог снижают с 20 тыс. МРП до 3800 МРП (14 941 600 тенге в 2025 году);
ставку НДС повышают с 12 до 16%;
от НДС освобождают средства массовой информации и агропромышленный комплекс;
пониженную ставку НДС в размере 10% установят для фарминдустрии, медицинских услуг, услуг, оказываемых в области ветеринарии и социально значимых продовольственных товаров.
При этом Миннацэкономики сохраняет за собой право добровольной постановки на учет, то есть, если налогоплательщик самостоятельно хочет быть плательщиком НДС, такое право у него остается.
«Были озвучены инициативы по снижению НДС на продукты питания и другие категории товаров. Сейчас все эти вопросы находятся на стадии обсуждения. Я думаю, что в рамках работы профильной группы в Мажилисе Парламента мы детально рассмотрим все эти предложения», – заверил вице-министр национальной экономики Азамат Амрин.
Снижение порога постановки на учет по НДС:
Сегодня лишь 4% предприятий платят НДС. Многие компании искусственно дробят бизнес, чтобы избежать налогообложения. Это подрывает налоговую систему и мешает нормальному зачету НДС. Поэтому предлагается снижение порога постановки на учет с 80 млн тенге до 15 млн тенге.
Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации смогут применять ИП и юридические лица-резиденты РК (есть исключения), соответствующие следующим условиям:
предельный доход за календарный год не превышает 600 тыс. МРП (2 359 200 000 тенге), действующего на 1 января соответствующего финансового года;
осуществляют исключительно виды деятельности по реализации товаров, работ и услуг физическим лицам (не являющимся ИП), определенных правительством РК для целей применения данного режима;
снимаются ограничения по численности работников;
ФОТ вычитается, если доход от реализации превышает 100 млн тенге в год; 100 млн тенге для стимулирования обеления заработных плат;
сохраняется ставка 4% (с возможностью снижения маслихатами на 50%);
ключевое условие – сокращение видов деятельности и реализация только в сегменте B2C.
Кто выигрывает
«От уплаты НДС освобождаются: крестьянские хозяйства (которые платят единый земельный налог), сельхозтоваропроизводители платят все налоги (в том числе НДС) за минус 70%. По НДС теперь будет не минус 70%, а минус 100%. Е есть такое понятие как «допзачет» — он остается. Если у сельхозтоваропроизводителя есть весь цикл: от производства до переработки, то да эти предприятия освобождаются от уплаты НДС», — уточнил вице-министр национальной экономики Азамат Амрин.
Эксперты говорят, что уменьшение налоговой нагрузки может привести к снижению конечной стоимости продукции для потребителей, что сделает ее более доступной и повысит спрос. Это особенно важно для продуктов питания, которые являются товарами первой необходимости.
Много лет в нашей стране основной вклад в инфляцию вносит рост цен на продукты питания. Поэтому новый Налоговый кодекс стремится создать условия, при которых, произведённые в РК продукты питания будут дешевле привозных. Что нивелирует инфляционный всплеск от роста налога на добавленную стоимость. Кстати, для производства продуктов питания предусмотрена ставка НДС в 10%. «Дополнительная инфляция – к тому прогнозу инфляции, которая у нас сейчас заложена в прогнозе социально-экономического развития, плюс 2,5-3%, которые мы закладываем. (…) Но инфляция будет иметь краткосрочный характер и в течение года выровняется, уже в 2027 и 2028 году она восстановится. Все наши модели подтвердили», – подчеркнул вице-министр.
Кроме того, нулевая ставка НДС может привлечь дополнительные инвестиции в сельское хозяйство, так как инвесторы будут видеть в этой отрасли более выгодные условия для ведения бизнеса. Это может способствовать модернизации производства, внедрению новых технологий и увеличению объемов выпускаемой продукции.
При этом средние предприятия тоже выигрывают от реформирования налоговой системы Казахстана. «Есть понятие торгуемые и неторгуемые отрасли. Торгуемые – это товары, которые мы экспортируем и можем импортировать, а есть не торгуемые – это скоропортящиеся товары, сфера услуг. В неторгуемых отраслях должна быть равная налоговая нагрузка. Это даст стимул бизнесу для развития, они будут расти и становится больше. А у нас сейчас стимул становится меньше. Бизнес дробится, так как превысив порог ты платишь более высокие налоги. Предпринимателю легче создать ТОО, но не расти дальше. Стимул расти появится только тогда, когда будет единая налоговая нагрузка по всей отрасли», — уверен финансист Галим Хусаинов.
При этом снижение затрат на производство может повысить конкурентоспособность отечественной сельскохозяйственной продукции на международных рынках.
Кроме того, пониженная ставка НДС (10%) предусмотрена для сферы здравоохранения: лекарственные средства, медицинские услуги и медицинские изделия. Это по мнению экспертов поддержит химическую промышленность нашей страны и позволит сохранить доступность малообеспеченных слоев населения к лекарственным препаратам и медицинским услугам, что позволит сохранить инвестиционную привлекательность страны.
Также обсуждается введение ставки НДС в 10% для: IT отрасли, креативной индустрии и туризма.
Богатые тоже платят
На круглом столе несколько раз была затронут тема справедливости налогообложения, и депутаты обратили внимание на единый подоходный налог в стране. Такой подход, по мнению мажилисменов,не учитывает разницу в доходах казахстанцев. Для некоторых уплата 10% от зарплаты – это ощутимая налоговая нагрузка, а для других – незаметные выплаты.
«Почему мы не можем внести в закон нормы для супербогатых людей. Они могут платить 30%, 40%, 45% или 50% подоходного налога. Должен быть разработан налог для супербогатых людей. Необходимо разработать ввести новый инструмент социальной справедливости», — предложил депутат Мажилиса Парламента РК Марат Башимов.
Вице-министр национальной экономики Азамат Амрин отметил, что Новый налоговый кодекс предполагает введение прогрессивного налогообложения заработных плат. Кроме того, рассматривается вопрос введения прогрессивного налогообложения на дивиденды. «Сейчас у нас плоская ставка. До 100 млн тенге дивидендов освобождаются от уплаты налогов, свыше той суммы – 10%. Есть предложения по шкале. Мы эту работу проводим», — ответил на вопрос мажилисмена Азамат Амрин.
Стоит отметить, что прогрессивная шкала подоходного налога работает в США (ставки варьируются от 10% до 37% в зависимости от уровня дохода). Германии (от 14% до 45%), Франции (от 11% до 45%), Японии (от 5% до 45%) и многих развитых странах мира. Однако у этой реформы есть и минусы. Например, сложность налогового администрирования.
«Надо также большое внимание уделить налоговому администрированию и ответственности. В настоящее время налоговыми проверками охватывается только 1%. Есть очень высокие барьеры по выходу на налоговые проверки. Есть большие ограничения по доступу к банковской тайне. И если говорить об ответственности, то у нас можно от нее уйти через уплату той суммы налога, которая изначально должны быть уплачена. Если у нас будет беззубая уголовная ответственность и слабое налоговое администрирование, то на сегодня у Минфина остается только налоговая политики. Чтобы снизить давление надо рассмотреть вопросы администрирования и ответственности», — уверена эксперт Дана Токмурзина.
Что даст налоговая реформа
Казахстан – социальное государство, поэтому основная часть расходов бюджета – 37% в 2024 году и с планируемым увеличением до 44,7% к 2026 году приходится на социальные расходы. В эту статью входят: социальное обеспечение граждан, здравоохранение, школы, детские сады и бесплатное образование в вузах, туризм и спорт.
При этом всего 8-9% — это расходы на реальный сектор развития экономики. Куда входят меры господдержки бизнеса, строительство республиканских дорог, экология, водные ресурсы и проекты, дающие высокую добавленные стоимость, рабочие места и доходы в бюджет.
Тогда как в развитых странах расходы на реальный сектор экономики составляют порядка 25%. По этой причине в большинстве государств НДС выше, чем в Казахстане. Реформа увеличит поступления налогов, и позволит больше инвестировать в РК.
«Государство во всех странах является одним из основных инвесторов в экономику. Например, доля инвестиции Казахстана к ВВП 2,5%. Это относительно ниже по сравнению со странами ОЭСР, а также СНГ. Эти инвестиции должны постоянно расти. Кроме того, это сигнал для прочих инвесторов. Если государство само не инвестирует, то естественно и остальные инвесторы не будут инвестировать», — подчеркнул вице-министр национальной экономики.
Бюджетная реформа предлагает строгое ограничение трансфертов из Национального фонда и внешние заимствования для покрытия дефицита. И в этой ситуации единственным источником должны стать дополнительные собственные доходы государства. Так, по планам правительства, в 2026 году доходы должны вырасти как минимум на 4,6 трлн тенге, а в 2029 году на 8,7 трлн тенге. Такие показатели может обеспечить дифференцированная ставка НДС. По этой причине Миннацэкономики предлагает ввести эффективный инструмент для достижения социальных и экономических целей.