Дороги Казахстану нужны безопасные и умные. Стоит ли AstanaHub сидеть на аренде?

Дороги в Казахстане становятся быстрее, комфортнее. Государство вкладывает большие инвестиции в их развитие.

По данным Министерства транспорта, в 2024 году дорожными работами было охвачено 12 тыс. км, в результате, нормативное состояние республиканских дорог достигло 93%, местных — 89%. Завершен ряд крупных автодорожных проектов протяженностью 7 тыс. км. Введены в эксплуатацию мост через Бухтарминское водохранилище, путепровод в обход станции Шамалган, первый тоннель Казахстана — в Туркестанской области, обеспечен проезд по дорогах Караганда — Алматы, Талдыкорган — Усть-Каменогорск, Актобе — Атырау — Астрахань, Казталовка — Жанибек и Униге — Сайхин с новым асфальтобетонным покрытием. В 2025 году запланированы работы на 9,5 тыс. км, ремонт 2,5 тыс. км.

Сделать дороги не только комфортными и быстрыми, но и умными, и более безопасными могли бы технологии. Их нужно немало: автоматизированная система управления дорожным движением, современная система платности. Например, технология «Свободный поток» или free-flow позволяет водителям ехать без остановок в пунктах оплаты. Это — общемировая тенденция: более 40% платных дорог в мире уже без шлагбаумов. Сокращается время в пути, не надо останавливаться, ждать в очереди, снижается аварийность за счет отсутствия перестроений. Проектировка платных магистралей как frew-flow удобнее для водителей и дешевле в строительстве.

Уже не в первый раз министр Мадиев демонстрирует правительству и казахстанцам лучшие местные IT-компании. Это поднимает настроение, не только у членов Кабмина. Приятно осознавать, что Казахстан в сфере IT-технологий может сказать значимое слово. Однако, пока все компании, стартапы, представленные министром, частные. Государственные IT-компании так не радуют и, как показал недавний аудит, это объективное ощущение.

Технологические стартапы — один из основных двигателей технологического развития везде: в Китае, в США, в Европе. Но когда они доходят до определенного уровня, они начинают искать источники финансирования. А источники эти в мировой моноцентричной научно-технической системе находятся ближе к ее центру, отнюдь не в Казахстане. Там и дешевле, и правила устоялись.

В Казахстане же 1,5 млрд из бюджета на содержание AstanaHub, прямиком идет на оплату сильно накрученной, по мнению депутата мажилиса Екатерины Смышляевой, квазигоспредприятием АО «Казэкспоконгресс» аренды помещений. При этом, AstanaHub является редким технопарком, у которого нет своего помещения. В мировой практике подобные организации имеют свои здания и даже территории, это неотъемлемая часть их экосистемы.

Внедрение ИИ в систему госуправления для казахстанских разработчиков «вполне решаемая задача», по мнению депутата. Большая их часть — резиденты «AstanaHub». Цифровой технопарк востребован IT-предпринимателями, известен в мире и имеет большой потенциал развития. Число участников «AstanaHub» превысило 1,5 тыс. компаний, более 26 тыс. специалистов. Выручка резидентов за 2024 год составила $1,3 млрд.

Передать арендованные площади на баланс технопарка для самостоятельного управления и содержания с прекращением выделения на эти цели бюджетных средств и освободившиеся 1,5 млрд тенге направить на развитие IT-образования и инициатив в регионах, предложила Смышляева.

Частники

Цифровую платформу для 100 таксопарков с общим числом машин от 5 тыс. планирует подключить казахстанская компании-разработчик Relog, заявил ее гендиректор Бауыржан Рустемов на заседании правительства по вопросам развития цифровых технологий на автодорогах..

По его словам, год назад компания запустила цифровой таксопарк «Жетем» и водители такси могут арендовать в ее приложении машину по модели каршеринга. Для этих целей закупили 90 электромобилей бизнес-класса и они сейчас работают в Алматы. В планах — увеличить собственный таксопарк до 500 машин и главное — масштабировать цифровую платформу для таксопарков — подключить 100 таксопарков с общим количеством машин от 5 тыс. Оба этих инновационных продукта сделаны полностью силами разработчиков Казахстана.

Relog — международная IT-компания, специализирующаяся на разработке облачных сервисов для оптимизации транспортной логистики. Ее решения позволяют снизить транспортные расходы и управлять сложной логистикой. Relog предлагает ПО для внутригородской маршрутизации, помогающее компаниям автоматизировать и оптимизировать доставку. Сервис включает в себя автопланирование маршрутов, мониторинг водителей и курьеров, всестороннюю аналитику и расчет KPI.

«Наш продукт позволяет сократить до 40% транспортных расходов, в 6-7 раз сократить опоздания и управлять всей логистикой в два клика. На данный момент продуктом компании пользуется более 300 клиентов по всему СНГ. 40% выручки составляют зарубежные рынки», — добавил Рустемов.

Алматы и Астана войдут в проект по глобальной инициативе по инвестициям в инфраструктуру «Зелёный логистический коридор Средней Азии», с общим объёмом инвестиций почти в $1 млрд, заявил сооснователь и директор по развитию бизнеса компании Adele Energy Иван Трофимов.

«Наша компания ведёт работу с акиматами Алматы и Астаны по получению локаций для установки зарядных станций. Многие мировые инвесткомпании заинтересованы во вложениях в проекты зарядной инфраструктуры. Наша компания, в течение 2024 года, совместно с U.S. International Development Finance Corporation (DFC), по глобальной инициативе по инвестициям в инфраструктуру, проводила несколько раундов переговоров по инвестициям, обсуждался проект «Зелёный логистический коридор Средней Азии», с общим объёмом инвестиций почти в $1 млрд», — сказал Трофимов на заседании правительства.

По его словам, для привлекательного инвестландшафта в этой сфере Adele Energy, как локальная компания, должна создать сеть отечественных зарядных станций, как минимум, охватывающую Алматы и Астану.

В планы компании входит и развитие национальной зарядной инфраструктуры с ядром местных технологий и разработок, отработка и запуск проекта в Алматы и Астане в 2025 году и привлечение крупных инвесторов. Электростанции компании позволяют заряжать абсолютно любой автомобиль в мире, автобусы, грузовой и спецтранспорт и поддерживают все международные протоколы и стандарты зарядки.

«Также мы видим большой потенциал нашей экспортной продукции, особенно в страны Ближнего Востока», — добавил Трофимов.

Фаундер стартапа Parkour Амирхан Омаров заявил, в свою очередь, выступая перед правительством: «Только за 2024 год мы вывели из теневого оборота больше 20 млрд парковочных доходов. Например, на МЦПС Хоргос мы увеличили доход в 100 раз. Ранее МЦПС Хоргос зарабатывал на парковках 200 тыс., в данное время — больше 20 млн тенге в месяц».

По его словам, компания также увеличила доход парковки аэропорта Астаны в пять раз, с 30 до 150 млн тенге.

«Наши технологии можно ещё применять в транспортной индустрии: на платных дорогах повысить уровень детекции (выявления частоты движения – Bizmedia.kz), оптимизировать затраты по детекции. Мы можем использовать наши технологии в автоматизации пограничных КПП, чтобы увеличить прозрачность транспортных потоков, в нацпарках — для повышения прозрачности и доходов, и мы увидим потенциал роста доходов муниципальных парковок в 2-3 раза, если дать больше удобства и функциональности для горожан», — добавил Омаров.

Parqour активен на рынках Казахстана, США, ОАЭ, Швейцарии, Индонезии, Узбекистана, Польши, Великобритании, Таджикистана и Азербайджана. Проект профинансировали венчурные фонды из Канады, США и Европы на $3 млн. За четыре года существования компания автоматизировала более 500 парковок в 25 странах мира. Среди значимых проектов: аэропорты Астаны и Алматы, Баку, Бишкека, Анталии, муниципальные аэропорты в США.

Электромобили и беспилотники

Разработать программу по поддержке электромобилей и внедрению беспилотных технологий предложил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Жаслан Мадиев.

Она включает в себя развитие инфраструктуры для машин с электродвигателем и стимулы для их приобретения. Такие как, например, скидки на парковку и использование полос для общественного транспорта. Для беспилотного транспорта предусмотрен запуск регуляторной песочницы, в рамках которой будут приняты нормативно-правовые акты, выбраны тестовые площадки для пилотного запуска и с международными партнерами: Waymo (Google), Tesla, Baidu, Mobileye, Yandex, Huawei, протестированы технологии.

«Это позволит нам привлечь иностранные инвестиции в исследования, инфраструктуру и производство компонентов для автономных автомобилей. К примеру, в ОАЭ регуляторная песочница позволила компаниям WeRide и Cruise тестировать беспилотные такси в Дубае, что ускорило локальную цифровизацию транспорта. Также это будет способствовать развитию локальных стартапов в сфере беспилотных технологий», — считает министр.

Не могу не отметить, что интернетом трассы, только республиканского значения, будут обеспечены только к 2027 году, как ожидается.

По словам министра, завершены обследования и детализированный анализ автодорог с проведением замеров уровня сигнала и определению участков без интернета. По их результатам выявлено 243 точки, где необходимо дополнительно установить антенны. По 104 станциям уже получены положительные заключения.

Также, в 2025 году планируется исключить человеческий фактор и оформлять протоколы на дорогах Казахстана автоматически. Изменения в административный кодекс уже внесены, идёт интеграция, сказал Мадиев.

Это сократит, по его словам, число транспортных инспекторов на дорогах, снизит коррупционную составляющую, повысит сроки эксплуатации дорог и уменьшит аварийные ситуации с грузовиками.

Реальность и IT-госкомпании

В Казахстане, из-за того, что документация по среднему ремонту не всегда велась, как надо, вводится ее контроль: в 2025 году – пилотный, в Карагандинской и Акмолинской областях, Астане. Полное внедрение контроля планируется в 2026 году, заявил гендиректор РГП на ПХВ «Национальный центр качества дорожных активов» Булатбек Айтбаев.

Также, эксперты технадзора не имеют, по его данным, профильного образования, в правилах аттестации экспертов технадзора не предусмотрена специальность «дорожное строительство». Эксперты, работающие в строительстве газовых и нефтяных трубопроводов, гражданских и промобъектов, имеют право контроля дорожных объектов.

Проблемы на автодорогах дополняются неэффективностью IT-госкомпаний. Недавно Высшая аудиторская палата (ВАП) Казахстана обнародовала данные по аудиту АКФ «Парк инновационных технологий» (ПИТ), управляющий комитет которого возглавляет премьер-министр Казахстана.

Как следует из материалов аудита, на создание 5 центров технологического развития и 1 венчурного фонда в рамках в 2016-2017 годах из бюджета было выделено 4,9 млрд тенге. Деятельность 3 центров в итоге оказалась нецелесообразной и безрезультативной, 2 компании функционируют без перспективных планов развития. То есть, 3 млрд тенге выброшены на ветер.

Результативность инвестиций в 95 стартапов, профинансированных за счет бюджета через АКФ «ПИТ», на свыше 987 млн тенге, не подтверждается. При этом 32 организации, получившие финансирование в 2018-2020 годах, ликвидированы, 18 из них – в принудительном порядке. Еще 21 компания представляет нулевые формы налоговой отчетности, то есть, не работает.

Кроме бюджетных средств, в АКФ «ПИТ» с 2015 по 2024 год поступил 41 млрд тенге от недропользователей в качестве обязательств по финансированию НИОКР. При этом, экспертная комиссия АКФ «ПИТ» не несет ответственности за обеспечение НИОКР, что ставит под сомнение, по мнению ВАП, прозрачность решений в этом направлении. В результате, 179 проектов на 14,8 млрд тенге в основном были направлены на решение текущих задач бизнеса и не содействовали созданию новых технологий. Выявлены факторы, содействующие выводу средств, предусмотренных на реализации проектов НИОКР.

АО «Национальные информационные технологии» обслуживает 34 информсистемы, 85% из которых имеют устаревшие технологии и функционируют на монолитном коде, что делает их нерационально масштабными для обновлений и изменений. Из 50 объектов информатизации, закрепленных за АО «НИТ», 28 информсистем и 1 аппаратно-программный комплекс фактически не сопровождаются вследствие их неактуальности.

В целом по итогам аудита установлены финансовые нарушения на 1,1 млрд тенге. Неэффективное планирование бюджетных средств и активов составило 2,2 млрд тенге, а неэффективное использование – 46,5 млрд тенге.

Продолжая тему:
#AstanaHub #Дороги #Казахстан
Банктер кедейлерге несие беру тетігін қиындатады
15 февраля 2025 в 21:50
Доход граждан до 15 млн тенге в рамках налоговой реформы освобождает от регистрации ИП
12 февраля 2025 в 16:26
Не пирог, а вкусное чудо: рецепт заливной выпечки с консервами, которую готовят на сковороде
15 февраля 2025 в 17:40
В Казахстане с 24 марта вводят черный список смартфонов
10 февраля 2025 в 22:42
Чемпионат Казахстана по футболу начнется 1 марта
15 февраля 2025 в 16:36
Сколько на самом деле зарабатывают казахстанцы?
13 февраля 2025 в 21:40
Черный томат против красных и желтых: назван самый урожайный и вкусный сорт
15 февраля 2025 в 16:05
Что происходит с ценами на мясо, рассказал глава МСХ
11 февраля 2025 в 13:21
В Казахстане начали принимать заявки на мартовское ЕНТ
15 февраля 2025 в 15:25
Бывший замакима Алматы Ержан Бабакумаров арестован на 15 суток и лишен водительских прав на 7 лет
13 февраля 2025 в 14:52
Президент Казахстана направил поздравительную телеграмму сербскому президенту
15 февраля 2025 в 15:07
С 1 марта 2025 года Евразийский банк вносит изменения в способы погашения кредита
13 февраля 2025 в 15:25
Сборная Казахстана сыграла 1:1 с «Локомотивом» Ташкента
15 февраля 2025 в 14:59
Вносятся изменения в правила организации и проведения техосмотра транспортных средств
12 февраля 2025 в 18:35
Власти утвердили план развития города Косшы до 2038 года
15 февраля 2025 в 14:49
Малый и микробизнес Казахстана могут полностью освободить от НДС
14 февраля 2025 в 09:51
С 15 февраля – новая жизнь. Кому невероятные новости откроют окно возможностей
15 февраля 2025 в 14:38
Что построят рядом с бывшим автовокзалом «Саяхат» в Алматы
12 февраля 2025 в 17:51
Дело о пытках в колонии: прокуратура требует пересмотра
15 февраля 2025 в 13:49
143 248 тенге — средний размер пенсии в Казахстане на 1 февраля 2025 года
14 февраля 2025 в 11:03
МВД Казахстана предупреждает о туристическом мошенничестве
15 февраля 2025 в 13:03
Доллар упал ниже 500 тенге впервые за три месяца: что происходит на валютном рынке
13 февраля 2025 в 19:08
В Казахстане задержали преступников, находившихся в международном и межгосударственном розыске
15 февраля 2025 в 12:32
Freedom Bank снизил комиссию за прием старых долларов
12 февраля 2025 в 11:57