На авиарынке Казахстана — всего две казахстанских авиакомпании. Точнее, Air Astana — это группа, с ее «дочкой» — лоукостером FlyArystan. Вторая компания — авиакомпания Scat. У Air Astana — больше международных направлений полётов и летают они больше из двух главных городов Казахстана. Тем не менее конкуренция этих двух авиакомпаний обеспечивает пассажирам сносные цены на билеты. И, вероятно, делит прибыль между ними. Аэропорты — на втором плане.
Прибыль и пассажиропоток авиакомпаний растут. Аэропорты, по меньшей мере, частные, хотят отмены регулирования тарифов. В авиакомпаниях опасаются, что решение приведет к росту цен на билеты, сократит число прямых рейсов и повысит ставки в аэропортах.
Перелеты за 2024 год подорожали для пассажиров в Казахстане на 6%
Услуги воздушного транспорта за 2024 год подорожали, по данным бюро нацстатистики, на 6%.
По разным данным 2024 год сложился для гражданской авиации Казахстана достаточно успешно.
За I полугодие 2024 года пассажиропоток вырос, по данным сайта правительства, на 15% и достиг 6,8 млн человек. В казахстанских аэропортах было обслужено 11,3 млн пассажиров, что на 21,5% больше, чем за I полугодие 2023 года. На эту же дату парк казахстанских авиакомпаний пополнился на пять самолетов. Начата реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП) в Павлодаре, которая завершится в 2025 году, обещали в правительстве.
По данным европейского отделения Международного совета аэропортов о воздушных перевозках, по динамике роста авиарынка по сравнению с объёмами апреля 2019 года, Казахстан оказался в апреле 2024 года, на 4 месте, он прибавил 83%. По сравнению с апрелем 2023 года аэропорты в Казахстане выросли по пассажиропотоку на 150% к апрелю 2023.
Аэропортовые сборы, а корректнее, затраты авиакомпаний на обслуживание, делятся на оплату по регулируемым тарифам и нерегулируемым. Только один пример.
В конце 2024 года, после публичного слушания по изменениям тарифов, аэропорт Шымкента, по приказу комитета гражданской авиации, повысил тарифы на 2025 год на 5,5%. Повысили тарифы на услугу по предоставлению места стоянки воздушного судна сверх трёх часов после посадки, до 4,62 в тенге/тн-час самолета, без НДС. Уровень изменения зарплаты и социальных отчислений составил 9%. Новые тарифы будут введены аэропортом с 1 февраля 2025 года. Тариф на услугу по предоставлению места стоянки воздушного судна на базовом аэродроме, за исключением международных направлений, был изменён на 2025 год до 112,38 тенге за тонну в сутки. Таким образом, регулируемые тарифы не замораживаются. Они растут. Но услуги аэропортов составляют, по мнению владельца аэропорта Караганды Ерлана Оспанова, до 5% себестоимости билета.
Нерегулируемые тарифы растут тем более. Их число иногда доходит до десятков услуг, которые авиакомпании приобретают по назначенной аэропортом цене. От уборки в самолете до погрузки-разгрузки и сортировки багажа или регистрации пассажиров на стойке. При этом у аэропортов в регионах нет внутренней конкуренции: часто, наземное обслуживание самолета, представлено компанией, которая может принадлежать самому аэропорту.
Именно эти затраты куда выше, чем на госрегулируемые сборы: фактически монопольно оказываемые услуги могут расти за короткое время в разы. Порядка 80% выручки авиакомпаний уходит, по некоторым данным, поставщикам услуг, и на уровне субподрядчиков происходит рост себестоимости перевозки. Кроме того, нужно учитывать курсовую разницу. Самолеты — импортные, запчасти тоже, половина их — все еще в валютном лизинге. Расходная часть только по «валютным» статьям выросла раза в полтора с 2020 года.
Шансы на лидерство не равны
Крупнейшая по числу регулярных рейсов в Казахстане — Air Astana. Акционеры группы Air Astana — АО «ФНБ «Самрук-Казына», 41% акций, еще 16,95% акций — у «дочки» британской оборонной компании BAE Systems PLC, 6,5% — у ЕНПФ, остальные 35,55% — у других акционеров. Структура собственников сильно изменилась после IPO в феврале 2024 года: ранее у BAE Systems (Kazakhstan) limited было 49%, а у «Самрук-Казына» — 51%.
Пассажиропоток авиакомпании Air Astana в 2023 году в годовом отчете оценивался в 4,4 млн пассажиров, FlyArystan — в 3,7 млн, общее количество перевезенных людей составило 8,1 млн, годом ранее показатель составлял 7,4 млн.
В сумме у двух авиакомпаний группы Air Astana 84 рейса. Из них именно у Air Astana — 50 рейсов, из которых 35 — международные. Более 60% международных рейсов выполняются из Алматы в страны Юго-Восточной и Центральной Азии, Европы. Еще 29% международных рейсов — из Астаны, в Китай, арабские страны, Европу, отмечается в отчете Freedom Finance Global «Рынок авиасообщения в Казахстане».
У FlyArystan — 34 регулярных рейса, половина — международные. Из Астаны и Алматы выполняется только 53% международных рейса: пять — из Астаны, четыре — из Алматы, включая временно не выполняемые рейсы в Мумбай и Дели. Три международных рейса Fly Arystan — из Актау, по два — из Атырау и Туркестана.
Внутренних рейсов у Air Astana — 15, все — из Астаны или Алматы. У Fly Arystan внутренних рейсов — 14, из столицы — 11. Есть полеты из Актау — в Атырау, Уральск, Актобе и Шымкент, из Атырау — в Актобе.
Недавно в парламенте прозвучал вопрос о собственности на 50 самолетов Air Astana, с регистрацией в Ирландии. Ответил на него министр транспорта Марат Карабаев. По его словам, такова международная практика, чтобы получить определенные преференции. Ирландия имеет статус международного центра авиализинговой индустрии и не требует сертификации на авиализинговую деятельность. Ставки налога на прибыль для авиализинговых компаний 1,25%. Регистрация в Ирландии выгодна.
Сама компания зарегистрирована на территории Казахстана. По регистрации бортов многие страны используют эту практику, так как она связана с множеством факторов, включая обеспечение страховых полисов. Поэтому авиакомпании идут на это. Более того, Air Astana предпочитает не покупать самолеты, а брать их в лизинг у компании, в которой зарегистрировано это воздушное судно в другой стране. Это делается для повышения эффективности: самолет используется 10-15 лет, а затем устаревает, — ответил Карабаев.
Отметим, что для авиакомпаний в Казахстане сняты ограничения на возраст грузовых самолётов 25 лет.
Государство вложило в создание Air Astana $8 млн, а позже не вкладывало ни копейки. Air Astana не участвовала в субсидированных программах. Но когда компания вышла на IPO, ее оценили в $1 млрд, добавил министр.
Вторая авиакомпания Казахстана — Scat, основана в 1997 году. Владельцы — физлица: Владимир Денисов с долей в 57% и Владимир Сытник с долей в 43%. Компании принадлежит международный аэропорт Аулие-Ата в Таразе и 70% авиакомпании «Южное небо». В 2022 году Scat выкупил 40% египетской авиакомпании Red Sea Airlines. В 2024 году Scat получил в доверительное управление аэропорт Шымкента. Пассажиропоток авиакомпании в январе — октябре 2023 года, по данным СМИ, составил — 3,7 млн человек. Данные сравнимы с показателем Air Astana и выше, чем у Fly Arystan, отмечается в отчете Freedom Finance Global.
У Scat — 41 авиарейс, менее половины — международные. Из Астаны и Алматы выполняется по пять авиарейсов: по два — в Россию, по одному — в Стамбул, Прагу, Джидду. Из Шымкента и Актау — по четыре международных рейса: в Москву, Джидду, Медину и Стамбул, Астрахань, Грозный, Ереван и Тбилиси, из Актобе — в Стамбул. Внутренних рейсов — 22.
То есть, по числу международных рейсов, Scat не может конкурировать с группой Air Astana.
Ерлан Оспанов считает, что «если рассмотреть ситуацию объективно, то, кроме, задержек, им (Scat — Bizmedia.kz) предъявить-то и нечего. Нарастить свой флот до 50 бортов в таких условиях, без преференций и поддержки. Это (задержки рейсов — Bizmedia.kz) — проблема роста. Зато, стратегически, у них есть флот, сопоставимый с лидером».
Более того, если Air Astana откажется от Эмбрайеров 190, а Qazaq Air (VietJet) от Бомбардир Q400, то Scat спокойно может завезти новенькие и испытанные С909 от китайской корпорации СОМАС и покроет всю региональную сетку в малые аэропорты. Согласитесь, сейчас гонять Бомбардиры между Астаной и Алматой — более чем расточительство. И здесь только одна причина — нехватка бортов в стране. А Scat, со свойственными ему скромностью и самостоятельностью, это реализует«, пишет предприниматель в сети Meta.
По поводу задержек авиарейсов 8 января или ранее, в аэропорту Алматы, причинами которых по официальным данным, стали снегопад и туман, хотя, возможно, для обеспечения безопасности полетов хватило бы противообледенительной обработки самолетов и очистки ВПП и перронов от снега и наледи, а казахстанцы в соцсетях разразились недовольными высказываниями, Оспанов считает, что «вся эта истерия по поводу опозданий и цен билетов в авиации выглядит, как какая-то манипуляция общественным мнением».
Причины задержки рейсов: погодные условия, нехватка воздушных судов, недостаток наземной техники, как следствие низких тарифов аэропортов, неисправность воздушного судна, закрытие воздушного пространства над аэропортом, инциденты, блокирование аэродрома и другие, добавляет Оспанов.
И остальные авиакомпании
У Qazaq Air— три международных рейса: из Астаны в Омск, Екатеринбург и Новосибирск и 13 внутренних, в основном — из Астаны. Авиакомпания на 100% принадлежала АО «ФНБ «Самрук-Казына», но 31 декабря фонд известил, что подписано соглашение по продаже Qazaq Air вьетнамскому холдингу Sovico Group. С 13 января самолеты компании начнут, возможно, как одно из условий соглашения, ежедневно летать из Астаны в Кызылорду.
Также, как сообщал немногим ранее со-управляющий директор по стратегии и управлению активами АО «Самрук-Қазына» Елжас Отыншиев: «К вьетнамскому инвестору (Qazaq Air — Bizmedia.kz) предъявляются два требования. Первое — это обеспечение погашения займа в размере Т38,4 млрд до конца 2044 года, а также обеспечение приобретения в течение 5 лет 20 воздушных судов производства Boeing или Airbus с возможностью продления данного срока на 2 года со стороны инвестора».
Кроме того, в Казахстане существуют еще две авиакомпании с узким сегментом рынка и полетами на небольших самолетах на незначительные расстояния, что делает их скорее региональной авиацией, связывающей небольшие населенные пункты, отмечается в отчете.
Авиакомпания «Южное Небо» летает из Алматы в Урджар, Ушарал и Балхаш, из Караганды — в Жезказган и Усть-Каменогорск, из Усть-Каменогорска — в Зайсан и Урджар, из Семея — в Урджар. Рейсы не по всем направлениям выполняются регулярно, полеты — на самолетах Ан-24 (вместимость —50 пассажиров).
Авиакомпания «Жетысу», которой, по некоторым данным, владеет аппарат акима области Жетысу, летает по направлениям Талдыкорган — Ушарал, Астана — Талдыкорган, Алматы — Ушарал. Полеты производятся на самолетах L-410 (вместимость — 19 пассажиров).