Конституционный Суд РК подтвердил законность ограничения условно-досрочного освобождения осужденным за тяжкие коррупционные преступления, но в целях обеспечения единообразия судебной практики рекомендовал Верховному Суду дать дополнительные разъяснения по вопросам применения УДО с учетом изложенных в принятом нормативном постановлении правовых позиций, передает Bizmedia.kz.
В Конституционный Суд обратились два гражданина, осужденные в 2019 и 2020 годах за тяжкие коррупционные преступления, с просьбой проверить соответствию Конституции ст.2 ч.2 УИК РК, где определяется действие законодательства РК во времени.
Данные осужденные, отбывая наказание в виде лишения свободы, в 2024 году подали в суд ходатайство об условно-досрочном освобождении, но получили отказ. Суд ссылался на ст.72 ч. 8 п.3 УК.РК и ст.2 УИК РК.
Законом РК 19 декабря 2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе и противодействия коррупции» в УК РК было внесено изменение о запрете применения УДО к лицам осужденным за тяжкое и особо тяжкое коррупционное преступление.
Обратившиеся осужденные считают, что оспариваемая ими ст.2 УИК противоречит Конституции, ухудшая положение осужденных за преступления, совершенные до введения запрета УДО.
Конституционный Суд в результате проверки пришел к выводу, что оспариваемая статья согласуется с приведенным положением УК, действовавшим на момент внесения ходатайств о применении УДО.
В нормативном постановлении от 16 мая 2024 года № 44-НП Конституционный Суд указал, что вопросы применения или неприменения УДО от отбывания наказания разрешаются в соответствии с уголовным законом, действующим на момент применения УДО с учетом правил обратной силы, установленной в самом уголовном законе (на основании которого был вынесен приговор о признании виновным и наказании).
При этом Конституционный Суд рекомендовал Верховному Суду дать дополнительные разъяснения по вопросам применения УДО к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления, с учетом изложенных в принятом нормативном постановлении правовых позиций.