Депутат Мажилиса Мукаш Искандиров задал вопрос министру транспорта Марату Карабаеву о текущей загрузке и эффективности маршрутов «Казахстан-Бейнеу» и «Бейнеу-граница Туркменистана». Об этом сообщает Bizmedia.kz.
«Мой вопрос адресован докладчику, уважаемый Марат Каримжанович. В своем докладе вы в качестве основного критерия используете пропускную способность маршрутов: 10 миллионов тонн, 6 миллионов тонн, 4 миллиона тонн.
Цифры впечатляют. Перспективы, конечно, хорошо, но хотелось бы услышать, насколько эти маршруты сегодня загружены.
Например, компания КТЖ привлекла займы и государственные средства для строительства железной дороги «Казахстан-Бейнеу» и «Бейнеу-граница Туркменистана».
Сейчас КТЖ гасит эти кредиты за счёт потребителей. Какой объём грузов планировался, и сколько фактически сейчас транспортируется по этим путям? Покрывает ли прибыль от транспортировки привлечённые займы и вложенные средства?
Насколько вообще эти два маршрута эффективно работают на сегодняшний день?», — спросил депутат Мукаш Искандиров.
Марат Карабаев ответил, что на данный момент оценивается пропускная способность маршрута «Казахстан — Бейнеу» в 6 миллионов тонн, а фактический объём транспортируемых грузов составляет около 2,7 миллиона тонн. Таким образом, загрузка маршрута пока не достигает его полной мощности.
«Между Казахстаном и Бейнеу существует вторая дорога, протяжённостью 146 км, которая соединяет маршрут с Туркменистаном. Там также есть определённые сложности: если пропускная способность этой дороги составляет 6 миллионов тонн, то фактически она перевозит лишь около 1,5 миллиона тонн в год.
Однако это не значит, что развитие маршрутов невозможно. Мы продолжаем работу по оптимизации их использования.
Ситуация усложняется геополитическими факторами, включая активное развитие транс-афганских маршрутов, которые конкурируют с нашими путями. Кроме того, остаётся актуальной тема интеграции с Туркменистаном.
В последние три года страны Центральной Азии, включая Казахстан и Туркменистан, активно взаимодействуют с Россией, что также влияет на загрузку маршрутов», — добавил министр транспорта.
По его словам, ведомство работает над решением этих вопросов, чтобы повысить эффективность использования инфраструктуры и добиться окупаемости инвестиций.