Не бывает плохой работы, любой труд – в почёте. Главное, чтобы каждый гражданин выполнял свои обязанности добросовестно, с глубоким чувством ответственности. Только так наша страна достигнет высот на пути прогресса. Об этом заявил Касым-Жомарт Токаев, обращаясь к казахстанцам с ежегодным Посланием. Президент отметил, что в Казахстане продолжат принимать последовательные меры для повышения статуса человека труда. О реформах, проводимых в системе образования страны и инициативах, которые повлияли на модернизацию отрасли, наша редакция побеседовала в интервью с доктором педагогических наук, членом Академии педагогических наук РК и членом координационного совета при министерстве просвещения страны Русланом Исраиловым.
Руслан Джабраилович, Президент в Послании отметил, что важно последовательно повышать кадровый потенциал страны. На Ваш взгляд, какие меры принимаются в Казахстане в этом направлении?
В первую очередь для повышения кадрового потенциала страны в Казахстане проводится реформа технического и профессионального образования. 2025 год по инициативе Главы государства объявлен Годом рабочих профессий. За это время предстоит осуществить реформу ТиПО. Кроме того, ведётся пересмотр образовательных программ вузов. Необходимо усилить связь лучших университетов с реальным сектором экономики. Принимаются стимулирующие меры для повышения статуса человека труда. В систему государственных наград включены почётные звания для инженеров, геологов, разработчиков месторождений, работников транспортной, аграрной и водной отраслей, а также учёных и изобретателей. Идёт развитие национальной платформы онлайн-обучения.
Важное значение, на мой взгляд, имеет привлечение молодого поколения к государственной службе. Например, программа Президентский молодёжный кадровый резерв предоставляет возможность молодым казахстанцам проявить свои способности и оказать влияние на развитие страны. Также большую роль для подготовки и трудоустройства кадров играет процесс создания специальных программ для привлечения опытных сотрудников для работы в отдалённых районах Казахстана. Например, государственная программа «С дипломом — в село».
Глава государства назвал самой насущной задачей обеспечение экономики квалифицированными кадрами. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому вопросу. Насколько эффективно в РК идёт подготовка специалистов по профессиям будущего?
В первую очередь нам предстоит преодолеть нехватку отраслевых специалистов, для чего необходимо осуществить реформу системы технического и профессионального образования. Вопрос повышения кадрового потенциала страны является одним из приоритетных. Прежде всего, выдвижение на передний план такой задачи, как подготовка профессионального компетентного специалиста, это указано в нормативно-правовых документах Республики Казахстан в области образования, в вузовских образовательных программах. Также необходимо усилить связь лучших университетов с реальным сектором экономики, повысить инновационную политику с научно-технологическими приоритетами страны. Напомню, что этом акцентировал внимание Президент в ежегодном Послании. Проводимая работа позволит придать импульс отраслевым инновациям, раскрыть потенциал прикладной науки в вузах. Поэтому необходимо осуществить реформу системы технического и профессионального образования. Профессиональная подготовка определяется: во-первых, обеспечением условий непрерывности образования, возможности построения профессиональной карьеры на основе получения образовательных степеней – бакалавра и магистра, PhD (доктора по направлениям); во-вторых, обеспечением единства целевого, содержательного и технологического компонентов образовательного процесса, ориентированных на качество подготовки, показателем которого становится профессиональная компетентность будущего специалиста.
Поручение Касым-Жомарта Токаева о привлечении высокоэффективных выпускников колледжей в отраслевые госорганы может существенно повысить кадровый потенциал страны. Во-первых, это откроет новые возможности для молодых специалистов, которые обладают свежими знаниями, современными подходами и инновационными идеями, что, безусловно, обогатит государственное управление. Во-вторых, привлечение молодёжи способствует обновлению кадрового состава госорганов, что может привести к более гибкому и адаптивному подходу в решении современных проблем. Молодые специалисты, как правило, обладают высокой мотивацией и желанием внедрять изменения, что поможет повысить эффективность работы госструктур. Кроме того, такой шаг будет способствовать формированию позитивного имиджа госслужбы как привлекательного места для работы, что в свою очередь увеличит конкуренцию за рабочие места и позволит выбрать действительно лучших кандидатов. В итоге внедрение данной практики может привести к формированию более компетентных и результативных кадров, способных эффективно реагировать на вызовы времени и развивать страну.
Реформа системы технического и профессионального образования должна включать несколько аспектов. Во-первых, необходимо обновление образовательных программ, чтобы они соответствовали требованиям рынка труда и новым технологиям. Во-вторых, важно наладить партнёрство между учебными заведениями и предприятиями, что позволит студентам получать практический опыт и трудоустраиваться. Кроме того, стоит уделить внимание повышению престижа рабочих профессий. Социальное восприятие таких специальностей должно меняться: высококвалифицированные рабочие могут обеспечивать себе достойный уровень жизни и карьерный рост. Подводя итог, можно сказать, что инициатива Президента имеет большие перспективы. Если реформы будут реализованы эффективно, это создаст стабильную основу для экономического развития страны и улучшит положение молодёжи на рынке труда.
Как Вы оцениваете уровень подготовки кадров в стране? Какие проблемы требуют решения?
Уровень подготовки кадров в стране может оцениваться по-разному, в зависимости от конкретных аспектов и потребностей рынка труда. Отмечу некоторые проблемы, которые требуют решения в сфере подготовки кадров:
— Деформации структуры и объёма подготовки кадров. Они явно не соответствуют реальным потребностям рынка труда.
— Противоречия между ожиданиями работодателей и возможностями выпускаемых специалистов. Вузовские программы и программы учреждений среднего профессионального образования построены без учёта реальных требований производства.
— Отсутствие инфраструктуры по подбору персонала и поиску работы, которая учитывала бы практическую производственную специфику.
— Оторванность системы высшего образования и науки от реальных потребностей общества и экономики. Некоторые профессии стремительно устаревают, вместо них появляются новые, которые требуют другие навыки и компетенции.
— Непрестижность рабочих профессий среди молодёжи. Сложившуюся ситуацию можно объяснить тем, что в учебных заведениях в основном отсутствует квалифицированная подготовка специалистов. Для решения проблем в сфере подготовки кадров могут применяться различные подходы, например, внедрение инновационных технологий обучения, дуальной модели подготовки, создание системы профессиональных стандартов и оценка квалификации.
Какие значимые изменения произошли в системе казахстанского образования за минувший год?
В детских садах:
— было открыто более 300 детских садов на 81 тыс. мест;
— разработана и реализуется в пилотном режиме «Единая база учёта очерёдности». Система предполагает прозрачность и исключает коррупционные риски.
— на 30% была увеличена заработная плата воспитателей.
В школах:
— для усиления безопасности учащихся в государственных организациях образования установлена и функционировала соответствующая система: видеокамеры, тревожные кнопки, турникеты;
— организовано бесплатное горячее питание для 1,6 млн детей, в том числе 1,4 млн учащихся 1–4 классов и более 200 тыс. детей из социально уязвимых слоёв населения;
— приобретены 515 новых школьных автобусов и 1700 предметных кабинетов;
— 1000 школ, расположенных в малых городах и сёлах, прошли модернизацию.
В вузах:
— в январе заработная плата учителей повышена ещё на 25%;
— начата разработка единой добровольной накопительной системы «Келешек», которая станет дополнительным механизмом обеспечения доступа граждан к высшему образованию.
Президент отметил, что Правительством осуществляется интернационализация высшего образования – в страну привлечены 23 известных зарубежных вуза. По Вашему мнению, как этот процесс влияет на уровень знаний и конкурентоспособность казахстанцев?
Интернационализация высшего образования в Казахстане, привлечение 23 известных зарубежных вузов, может влиять на уровень знаний и конкурентоспособность казахстанцев следующим образом. В первую очередь происходит повышение качества подготовки специалистов. Открытие филиалов всемирно известных вузов привносит в Казахстан опыт международного европейского высшего образования. Это способствует повышению качества подготовки специалистов на более высокий уровень. Во-вторых, это обеспечение экономики квалифицированными кадрами. Обучение в вузах Казахстана должно отвечать требованиям современного рынка труда. Преодоление нехватки отраслевых специалистов, таких как водники, строители, энергетики, также является частью этого процесса. В-третьих, даётся импульс инновациям и происходит раскрытие потенциала прикладной науки в вузах. Синхронизация инновационной политики с научно-технологическими приоритетами страны позволит придать импульс отраслевым инновациям, раскрыть потенциал прикладной науки в вузах.
Касым-Жомарт Токаев поручил синхронизировать инновационную политику с научно-технологическими приоритетами страны. Подчеркнув, что это позволит придать импульс отраслевым инновациям, раскрыть потенциал прикладной науки в вузах. Что думаете Вы?
Поручение Касым-Жомарта Токаева синхронизировать инновационную политику с научно-технологическими приоритетами страны может быть эффективным способом для развития связи между наукой и производством. Такое взаимодействие может привести к росту производства, увеличению прибыли и инновационной активности. Кроме того, положительным эффектом могут стать лучшие показатели трудоустройства выпускников вузов, дополнительный заработок для учёных. Также это может помочь снизить зависимость от импортных технологий и укрепить национальную безопасность в ключевых областях, таких как информационные технологии, энергетика и оборона. В целом, задача усиления связи вузов с реальным сектором экономики является важной для модернизации экономики, улучшения качества жизни населения, а также решения экологических и социальных вызовов.
Каким образом реформа профессионального образования отразится на росте экономики и её инвестиционной привлекательности?
Реформа профессионального образования может отразиться на росте экономики и её инвестиционной привлекательности следующим образом:
* Подготовка кадров, соответствующих современным требованиям рынка труда. Приём абитуриентов в колледжи по заявкам предприятий с обязательством их дальнейшего трудоустройства позволяет более эффективно готовить специалистов.
* Сотрудничество с бизнес-сектором. Программы стажировок, совместные исследовательские проекты и бизнес-инкубаторы являются эффективными инструментами для перевода знаний в практическую плоскость.
* Формирование высококвалифицированного трудового ресурса. Страны с высоким уровнем образования населения демонстрируют более высокие темпы инновационной деятельности и производительности труда.
* Создание благоприятной среды для инноваций. Государственная поддержка исследований и образования через налоговые льготы, гранты и инвестиции является важным фактором в увеличении объёмов и эффективности инвестиций в знания.
* Актуальность навыков рабочей силы. Программы обучения на протяжении всей жизни становятся неотъемлемой частью инвестиционной стратегии в знания, обеспечивая актуальность навыков рабочей силы.
Следующий год по инициативе Главы государства объявлен Годом рабочих профессий. Какие перспективы это откроет для Казахстана?
Объявление Года рабочих профессий — важный шаг для повышения статуса выпускников технического и профессионального образования. В современных условиях, когда экономика требует высококвалифицированных специалистов, такая инициатива может сыграть ключевую роль в улучшении системы образования. Если говорить о перспективах реализации инициативы, во-первых, это реформа системы технического и профессионального образования, которая направлена на обеспечение роста экономики и её инвестиционной привлекательности. Во-вторых, популяризация идеи трудолюбия и профессионализма. Глава государства подчеркнул, что необходимо, чтобы люди, добившиеся успеха честным, усердным трудом, всегда пользовались уважением и почётом. В-третьих, речь идёт о подготовке кадров, востребованных на рынке труда. В системе образования планируется уделять внимание развитию предпринимательских навыков и формированию культуры стартапов. Кроме того, у молодых специалистов будет больше шансов на трудоустройство. Для этого вводится дуальное обучение, когда крупные компании шефствуют над колледжами. Также размещается целевой госзаказ с обязательством трудоустройства выпускников.
На Ваш взгляд, повысился ли за последнее время статус людей рабочих профессий в РК? В чём это проявляется?
Да, в Казахстане предпринимаются меры для повышения статуса людей рабочих профессий. Об этом заявил Президент Касым-Жомарт Токаев в своём Послании народу Казахстана. По мнению Главы государства, в нашем обществе продвигается идея трудолюбия и профессионализма. Ещё раз напомню, что Токаев подчеркнул, что люди, добившиеся успеха честным, усердным трудом, должны пользоваться уважением и почётом. Принимаются меры для оценки труда по достоинству. Этому может помочь присвоение гражданам почётных званий, которые ранее были введены в Казахстане для учителей, врачей и деятелей культуры. Проявление повышения статуса людей рабочих профессий можно увидеть в следующих фактах: во-первых, создание цифрового банка навыков и реестра сертифицированных выпускников колледжей. Это содействует трудоустройству молодёжи. Во-вторых, увеличение вакансий и резюме на электронной бирже труда.
По вашему опыту, чаще ли казахстанская молодёжь стала отдавать предпочтение рабочим специальностям?
Да, по некоторым данным, казахстанская молодёжь стала чаще отдавать предпочтение рабочим специальностям. Абитуриенты охотнее идут обучаться в колледжи на рабочие специальности, медицинские и педагогические направления. Это связывают с тем, что сейчас у педагогов и медиков довольно высокая зарплата. На встречах со старшеклассниками представители ведущих предприятий Казахстана рассказывают о рабочих специальностях, востребованных на рынке труда. В результате увеличилось число первокурсников, которые их выбирают. Активно ведётся подготовка кадров по рабочим специальностям. Объём государственного заказа по техническим специальностям увеличивается, а также осуществляется подготовка по заявкам предприятий с обязательным последующим трудоустройством.
Как Вы оцениваете перспективы развития национального проекта «Комфортная школа»?
Национальный проект «Комфортная школа» в Казахстане оценивается как значимый шаг в развитии образования и инфраструктуры страны. Перспективы проекта включают:
— Решение проблемы дефицита ученических мест. Строительство новых школ позволит распределить нагрузку на школы более равномерно и снизить число учеников в классах.
— Повышение качества образования. Современные учебные условия, оборудование и технологии сделают образовательный процесс более эффективным и привлекательным для учащихся.
— Содействие социальному развитию. Проект также содействует индивидуальному подходу к каждому ученику и сокращению очередей на поступление в школы.
— Влияние на экономику страны. Строительство новых школ будет создавать рабочие места и стимулировать развитие строительной и образовательной инфраструктуры.
Президент поручил принять меры по укреплению функционала школ, дальнейшему повышению квалификации и социального статуса педагогов. Какие результаты Вы видите?
Результатов много. С каждым годом в стране растёт число педагогов, получивших магистерскую степень. Вырос спрос на профессию учителя. Стипендии студентам педагогических специальностей увеличены. Вузы теснее взаимодействуют со школами. Будущие учителя глубже погружаются в реальный образовательный процесс.
Происходит обновление системы оценки и повышения квалификации педагогов. Профильному министерству поручено прекратить давление на преподавателей путём частого изменения квалификационных требований. Идёт поддержка молодых учителей на уровне регионов. Акимам поручено создавать благоприятные условия для подготовки и трудоустройства педагогов.
Большое значение также имеет использование цифровых решений в учебном процессе. Сочетание традиционного и онлайн-форматов развивает у детей навыки самостоятельного поиска информации. В целом, совершенствование системы образования позволило помочь действительно нуждающимся гражданам, повысило прозрачность государственной поддержки и в целом способствовало укреплению человеческого потенциала страны.