Министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров выступил на заседании в парламенте, рассказав о том, насколько эффективно используются госсредства, выделенные на субсидирование в сфере сельского хозяйства, сообщает Bizmedia.kz.
Он отметил масштабы субсидирований и что при этом всегда возможны недочеты.
«В сельском хозяйстве 14 направлений субсидирования, отнесённых к государственным услугам, 90 тысяч зарегистрированных пользователей системы субсидирования. В 2024 году подано 224 тысячи заявок. При таких масштабах недочёты, конечно, есть, но мы системно работаем над их исправлением. Аудит выявил финансовые нарушения на сумму 2 млрд. тенге.
Да, это большие деньги. Но если обратить внимание на масштаб проверки, то из охваченных аудитом суммы 943 млрд. тенге нарушение составляет 0,2%.
Это говорит о общем нормальном функционировании системы. Тем более, что средства по финансовым нарушениям восстановлены. Не могу не отметить, что получатели субсидий России в 2023 году собрали 18,5 центов с гектара, когда средняя по стране урожайность была 10,3 центов», — рассказал министр.
Он добавил некоторые цифры по субсидиям.
«В 2024 году получатели субсидий собрали от 25 до 30 процентов с гектара, когда средняя урожайность 16. Птицеводство «Холдинг Айтас» за 5 лет увеличило объёмы производства в 5,5 раза, достигнув 160 тыс. тонн продукции в год. А, например, туалет «Аулиота Финикс» за 3 года удвоил объёмы производства с 5 до 10 тыс. тонн в год.
В среднем надой в современных молочнотоварных фермах достигли 7800 литров на одну фуражную корову. А лидеры доят по 11 тысяч литров, что соответствует всем мировым стандартам. Хотя в 21-м году средняя доза сельхозповернования составляла всего 4400 литров в год.
Да, можно сказать, что эти выборочные данные, что только часть агрария показывает уверенный рост, но и субсидии получают далеко не все. Если быть точным, то 24 тысячи СХТП из 300 тысяч зарегистрированы в республике», — отметил он.
Сапаров отметил и множество других факторов, природных, рыночных. Поэтому при текущих объёмах субсидирования их влияние на макроуровень ограничено.
«В прошлом году мы продавали 5 тыс. машин. Более того, коллеги, мы работаем в открытой конкурентной среде, испытываем мощное давление со стороны производителей соседних стран, уровень поддержки там запредельный, субсидируются даже транспортные расходы до дверей казахстанских магазинов, и это мы все знаем.
Если мы лишим наших производителей господдержки, то мы потеряем свой внутренний рынок за считанные годы. А это не только угроза продовольственной безопасности. Это рабочие места, налоги, социальная инфраструктура. Это спрос на удобрения, технику, химию, логистику. И это наше всё. Также нам очень важно понимать природу субсидии. Как отмечали ранее, субсидии стали носить социальный характер. Не могу не согласиться», — считает министр.
По его словам, некоторые аграрии воспринимают роль субсидии неверно.
«Некоторые фермеры и потребители воспринимают субсидии как нечто социальное, что должно помогать держаться на плаву или удешевлять цены на продукты питания.
Однако субсидии государство даёт для повышения эффективности производителя. Удешевление производства означает повышение конкурентоспособности на рынке, занятым импортным поставщиками. Конечно, косвенно субсидии могут способствовать снижению цены для потребителей.
Но прямой корреляции между объемом субсидий и конечной ценой нет. Цена на рынке зависит от множества факторов. Если же говорить о механизме субсидий, то повторяюсь, субсидии в АПК – это возмещение затрат.
То есть фермер сначала несёт расходы. Принцип субсидирования одинаковый для всех. Правила для всех одинаковые. Что крупные, что средние, что мелкие хозяйства имеют равный доступ к субсидиям понесённых затрат», — отметил Сапаров.
В заключение министр отметил, что министерством предприняты меры для повышения эффективности субсидий.
«Во-первых, мы вынесли ряд изменений, что фермеры получали удешевленный кредит под чистые 5%. Это избавляет аграриев от необходимости подавать заявки на субсидиевые процентные ставки. Как вы знаете, из 450 миллиардов тенге субсидий. Это 50% направлено на финансовые инструменты, то есть в основном на удешевление процентной ставки по кредитам и лизингу. Конечные получатели этих субсидий не фермеры, а банки второго уровня и финансовые институты.
Во-вторых, эту практику льготных кредитов мы продолжим дальше в оборотных средствах для переработки животного слоя, а также подлинным деньгам на инвестиционные цели. Задача обеспечить отрасль ресурсами», — заявил он.