Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка подготовило поправки в некоторые нормативные правовые акты РК по вопросам регулирования банковской и микрофинансовой деятельности, передает Bizmedia.kz.
Поправки разработаны для поддержки отечественного автопрома, а также для оптимизации подходов к порядку расчета коэффициента долговой нагрузки (КДН) заемщиков.
До конца текущего года в Казахстане действует норма, в соответствии с которой расчет коэффициента долговой нагрузки не производится при предоставлении займа для целей приобретения нового автотранспортного средства, обеспеченного залогом данного автотранспортного средства. Разработчики планируют продлить и расширить действие этой нормы. Поправки предусматривают нераспространение требования по соблюдению максимального уровня коэффициента долговой нагрузки заемщика при предоставлении займа в период с 1 января 2025 года по 31 декабря 2026 года включительно для целей:
выдаваемого в рамках системы жилищных строительных сбережений.
приобретения нового автотранспортного средства, не бывшего в эксплуатации и впервые регистрируемого в РК и обеспеченного залогом данного автотранспортного средства;
приобретения автотранспортного средства, обеспеченного залогом данного автотранспортного средства, с первоначальным взносом свыше 50% от стоимости данного автотранспортного средства;
для целей приобретения автотранспортного средства, бывшего в эксплуатации до трех лет, обеспеченного залогом данного автотранспортного средства, с первоначальным взносом свыше 30% от стоимости данного автотранспортного средства;
выдаваемого в рамках системы жилищных строительных сбережений.
Требование по соблюдению максимального уровня коэффициента долговой нагрузки заемщика не распространяется на договор банковского займа, заключаемый в целях реализации Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов), утвержденной Нацбанком РК.
В обосновании к проекту говорится, что займы, обеспеченные залогом автотранспортного средства, менее подвержены риску вероятности дефолта и невозможности возврата автокредита или микрокредита, поскольку просроченная задолженность погашается путем реализации залогового автотранспортного средства. Кроме этого, автотранспортное средство попадает под страховое покрытие КАСКО.
Учитывая социальную направленность займов, выдаваемых в рамках системы жилстройсбережений, предлагается ввести мониторинговый период до конца 2026 года, в течение которого требования по соблюдению КДН на такие займы не будет распространяться.
Поправками также планируется изменить подход к определению доходов заемщика. В частности, для исключения завышения суммы фактически получаемого дохода в него не будут включать уплаченные суммы обязательных пенсионных взносов и индивидуального подоходного налога. Кроме того, в соответствии со статьей 248 Социального кодекса РК лица, имеющие инвалидность первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно, освобождены от уплаты обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ.
В связи с этим, данная норма позволит исключить возможность для банков отказывать по причине отсутствия обязательных пенсионных взносов для данных категорий граждан и банки смогут осуществлять контроль за целевым использованием займа, выдаваемого в целях погашения банковского займа или микрокредита.
По мнению разработчиков, принятие проекта не повлечет отрицательных социально-экономических, правовых и иных последствий, а также не окажет негативное влияние на обеспечение национальной безопасности.
Проект постановления размещен на портале «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 20 декабря 2024 года.