Итоги государственного аудита эффективности деятельности Комитета казначейства Министерства финансов РК рассмотрены на заседании Высшей аудиторской палаты под председательством Алихана Смаилова, передает Bizmedia.kz.
Изначально централизованная казначейская система была создана для эффективного управления республиканским бюджетом.
За прошедшие 30 лет перечень задач органов казначейства существенно расширился. В него вошли функции по обслуживанию исполнения местных бюджетов, Нацфонда, Фонда компенсации потерпевшим, а также задачи в сфере организации и проведения централизованных госзакупок, и на сегодня в территориальных органах казначейства обслуживается более 15 тысяч клиентов.
Проведенный аудит выявил системные недочеты в работе казначейства в части управления бюджетными деньгами и проведения платежей, снижающие ее эффективность.
Выявлено, что в отдельные месяцы 2021-2023 годов, нарушив нормы Бюджетного кодекса, Комитет казначейства выпустил эмиссионные ценные бумаги сверх первоначально запланированного объема, что привело к возможным потерям бюджета в размере более 124 млрд тенге.
На заседании Алихан Смаилов подчеркнул, что органы казначейства должны служить надежным заслоном для необоснованных и незаконных платежей со счетов госучреждений. Однако, результаты аудита показывают, что платежные документы по бюджетным строительным проектам контролируются недостаточно.
Выявлено аудитом, что текущий контроль органами казначейства проводится только на предмет наличия подтверждающего документа. Без проверки его на соответствие форме, установленной законодательством, а также на наличие отметки о подтверждении авторского и технического надзоров. В результате, например, Департаментом казначейства города Алматы по одной и той же справке о стоимости выполненных работ на 2,5 млрд тенге в рамках реконструкции одного из административных зданий дважды проведены платежи на общую сумму 3,7 млрд тенге.
Председатель ВАП обратил внимание также на проблемы, связанные с авансовыми платежами. Так, территориальные органы казначейства в нарушение норм бюджетного законодательства исполняли счета на выплату новых авансов при наличии непогашенной суммы аванса прошлых лет, а также без пропорционального удержания ранее выплаченных авансов.
Алиханом Смаиловым было подчеркнуто, что центральному аппарату казначейства нужно доработать действующую информационную систему, чтобы она автоматически блокировала возможность проведения платежей с нарушением требований бюджетного законодательства.
Возникли вопросы к механизму казначейского сопровождения, который по ряду причин не всегда может обеспечить контроль за целевым использованием бюджетных средств, полнотой уплаты налогов и других платежей в бюджет участниками госпроектов. В рамках казначейского сопровождения проектов открытие счетов госзакупок для субподрядчиков не всегда осуществляется с учетом результатов анализа рисков, проведенного органами госдоходов, что может приводить к участию в проектах недобросовестных субподрядчиков. Кроме того, платежи со счетов госзакупок на банковские счета конечных получателей денег осуществлялись территориальными органами казначейства без подтверждения их статуса производителя товаров, работ или услуг.
По результатам проведенного государственного аудита установлено 70 процедурных нарушений и 15 системных недостатков, в результате чего возможные потери бюджета составили более 124 млрд тенге.
По всем выявленным недостаткам и нарушениям Высшей аудиторской палатой выработаны соответствующие поручения и рекомендации, направленные на их устранение.