Казахстанский автопром, это — миллионы ни в чём не повинных налогоплательщиков и «золотой десяток» выгодоприобретателей. Валовые резервы страны составляли на 1 октября всего лишь $44,5 млрд, а активы Нацфонда — $62,7 млрд, причём ими, похоже, крайне невыгодно для нас, распоряжаются. На заседании правительства по вопросам развития машиностроения Казахстана в минувший вторник министр и главы ассоциаций, энергично повторяли одни и те же красивые факты и мягко излагали проблемы, и похоже, не все. Все, наверно, обсудили «вась-вась», до заседания, которое все-таки транслировалось онлайн.
Почти две трети машин в общем объеме продаж – казахстанские
Первая стадия развития автомобилестроения в Казахстане уже завершена, сказала президент Казахстанского автосоюза Анар Макашева.
Автопром сегодня, это — 8 предприятий по производству транспортных средств. За 9 мес. 2024 года в Казахстане было произведено, по ее словам, 91 тыс. машин, индекс промышленного производства составил 86,7% — так она обозначила снижение производства к аналогичному периоду 2023 года на 13,3%.
Доля автомобилестроения в общем машиностроении составила, по данным Макашевой, 39%, а доля отечественных автомобилей в объеме продаж новых машин — 63%.
По поводу этой доли читаем у советника председателя правления Halyk Finance Марата Темирханова: «Несмотря на высокие госсубсидии и преференции, получаемые местным автопромом, экспорт легковых автомобилей из Казахстана, за январь-июль 2024 года, составил всего 632 автомобиля, включая реэкспорт. За то же время автопромом было собрано 63 370 легковых автомобилей и 83 973 машин было импортировано. (…) «Автопроизводители» практически выступают в роли импортеров, которые занимаются мелко- и крупноузловой сборкой иностранных машин внутри страны в целях получения высокой прибыли благодаря финансовой госпомощи и протекционистским мерам».
В Казахстане правительство использует стандартные меры для защиты автопроизводителей от более дешевого импорта иностранных машин — высокие ставки утильсбора и первичной регистрации на импорт. Страдают те, кому не довелось попасть в «золотой десяток» выгодоприобретателей, покупатели машин — население и бизнес, ведь эти ограничения сильно повышают внутренние цены на собираемые авто в Казахстане, в то время как аналогичные модели иностранной сборки за границей стоят намного дешевле, писал он, предваряя отчет Halyk Finance «Низкий экспорт легковых автомобилей – показатель пробелов в промполитике».
Основные вопросы отрасли, это, по оценке Макашевой, – логистика и ввоз автомобилей с «криминальным прошлым», не соответствующих техрегламенту.
Да, вот так, кратенько, про проблемы. Да и стоит ли плакаться?
О новых проектах на заседании Кабмина сказали, кажется, все участники.
На стадии реализации крупномасштабные проекты, такие как:
• мультибрендовый завод в Алматы, производство 90 тыс. ед в год, 3600 рабочих мест
• завод по производству 70 тыс. автомобилей Kia в год в Костанае, 1500 рабочих мест.
Это — прямая кооперация с мировыми производителями. На предприятиях устанавливается современное оборудование, а свыше 30% обьема сразу будет производиться мелкоузловым методом.
Также предлагается использовать кластреный метод путем создания пояса МСБ вокруг действующих предприятий. То есть, если в Казахстане уже создано производство такого компонента, то все автопроизводители покупают у этого поставщика.
- Как это сделать? – Покупатели же компонента хотят дешевого, а производители своё считают брильянтом.
Такие меры позволяют развивать компонентную базу и привлекать отечественные и иностранные инвестиции в Казахстан. Каждое рабочее место в производстве создает дополнительно 7-8 рабочих мест в смежных отраслях, добавила глава созданной год назад ассоциации.
- Эта мантра работает и повторяется бенефициарами «золотого десятка» и приближенными к ней лет 10 -15, во всяком случае в 2014-м, в интервью Андрея Лаврентьева – нынешнего акционера ГК «Аллюр», АО «Агромашхолдинг KZ», владельца АО «Qarmet», она уже звучала.
Привлечено в 2 раза больше инвестиций и производство выросло на 3,3%
Планируется рост объемов производства машиностроения в 2 раза к 2028 году, отметил, выступая, министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев.
В Казахстане обрабатывающая промышленность догнала по объемам добывающую. Машиностроение занимает в ней почти 20%. В отрасли действуют 4 тыс. компаний, занято более 120 тыс. человек. Одно из основных преимуществ развития машиностроения — его мощный мультипликативный эффект, создание в отрасли одного рабочего места стимулирует появление порядка 7-8 рабочих мест в смежных отраслях.
- Помните, да?
За 9 мес. 2024 года в отрасль привлечено порядка 124 млрд тенге инвестиций, рост в 2 раза. Объем производства вырос на 3,3% к аналогичному периоду 2023 год, до более 3 трлн тенге. В структуре машиностроения 39% занимает автомобилестроение, 13% — железнодорожное и 9% — электротехническое машиностроение, доложил министр.
В 2024 году ставим акцент на рост производства автомобилей мелкоузловой сборкой, стараясь сохранить прошлогодние объемы выпуска. По итогам 9 мес. года производство легковых автомобилей снизилось на 17%, до более 82 тыс.
- У министров и ассоциаций цифры часто не бьются, а планы – не выполняются.
Подходит, по данным министра, к завершению строительство завода по выпуску мелкоузловой сборкой 90 тыс. автомобилей Changan, Haval, Chery. Стоимость проекта Astana Motors Manufacturing Kazakhstan — 164 млрд тенге. Запуск: I кв. 2025 года. Стоимость проекта строящегося завод Kia Qazaqstan по производству 70 тыс. авто в год — 90 млрд тенге. Инвестиции — $200 млн. Запуск: III кв. 2025 года.
- Помните, да?
Без господдержки автопром Казахстана обречен на провал
Отечественный автопром, считает Темирханов, не заинтересован в экспорте иностранных машин, собранных в Казахстане, ведь на внешнем рынке они неконкурентоспособны без дополнительной госпомощи.
Для создания конкурентоспособного автомобилестроения в любой стране важен масштаб производства. Наш внутренний рынок — маленький, поэтому без массового производства автомобилей на экспорт, любой автомобиль, сделанный в Казахстане, будет стоить дороже импорта, поскольку в Китае, Корее и даже в России масштабы производства на порядок выше, поясняет Темирханов.
Если прекратить господдержку автопроизводителей, то автопром обречен на провал из-за низкого объема производства, высокой себестоимости продукции, зависимости от зарубежных технологий и слабого внутреннего спроса. Если государство будет субсидировать еще и экспорт собранных иностранных машин, то значит, по его мнению, что налогоплательщики будут вынуждены приплачивать покупателям за рубежом.
Из-за ориентации автопрома на внутренний рынок невозможна локализация производства компонентов для авто – автопром Казахстана не только мал по размерам, но еще и рассеян на 170 моделей авто от множества брендов. Производство автомобилей и запчастей может быть конкурентоспособным, только если в стране производится одна модель автомобиля в масштабах от 100 тыс. И большая часть этих машин и запчастей должна идти на экспорт, считает он.
Также, нет передачи передовых технологий и отечественный автопром не занимается научными исследованиями, а просто собирает иностранные авто, чтобы получить, по мнению аналитика, прибыль за счет налогоплательщиков и высоких цен для потребителей до момента, пока не прекратится эта госпомощь.
Зачем поддерживать неэффективный бизнес за счет денег налогоплательщиков и потребителей? – спрашивает Темирханов.
Машиностроение должно быть обеспечено кредитами по льготной ставке
Подытоживая результаты заседания, премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов, говорил, в частности, что за последние 5 лет машиностроение выросло в 3 раза и по итогам 2023 года объем продукции превысил 4 трлн тенге, привлечено порядка $621 млн прямых инвестиций.
Сегодня емкость рынка продукции машпрома Казахстана (сколько примерно авто могут купить потребители – Bizmedia.kz) оценивается в $31,6 млрд. И только 16% производится в стране. Потенциал роста отрасли очень большой.
Для поддержки внутренних производителей мы установили изъятия из госзакупок на ряд машиностроительных товаров, но продолжаются случаи приобретения подрядными организациями импортных товаров, — посетовал премьер.
Надо решать вопрос снижения уровня износа оборудования, который в машиностроении в среднем составляет 40%. Предприятия машиностроения должны быть обеспечены кредитами по льготной ставке для обновления основных фондов и запуска производства новых видов товаров, поручил Бектенов.
Также, автопром Казахстана получает от государства инвестсубсидии, сниженные налоги, льготные кредиты и земельные участки с инфраструктурой. Госпомощь эта финансируется за счет налогоплательщиков и составляет доход владельцев автосборочных предприятий, а не приводит к росту высокотехнологичного экспорта из Казахстана, считает Темирханов.
Казахстан отстает от Европы по производительности труда в 7 раз
В 2023 году общий объем импорта товаров в Казахстан составил $61 млрд, из них $25 млрд или 41% — продукция машиностроения, отметил председатель правления Союза машиностроителей Казахстана (СМК) Мейрам Пшембаев.
«Не до конца решены вопросы по обеспечению отрасли машиностроения доступным отечественным сырьем, квалифицированными кадрами», — добавил он.
Постановлением правительства 7 ноября 2023 года утвержден Комплексный план по развитию машиностроения на 2024-2028 годы. Поставлены целевые индикаторы по увеличению индекса физобъема в 2,2 раза (ежегодно не менее 10%), производства в денежном выражении в 4,5 раза (с 3 до 11 трлн тенге), объема экспорта – в 3 раза, производительности труда – в 2 раза, инвестиций – в 1,5 раза, напомнил Пшембаев.
- Цифры, на этот раз с данными премьера, не бьются.
Комплексным планом за эти 5 лет предусмотрено финансирование АО «Фонд развития промышленности» в объеме 600 млрд тенге на создание и модернизацию производств, АО «ДАМУ» на 50 млрд — для финансирования МСБ коммерческими банками на 370 млрд тенге.
Работа над возможностью выделения финансирования идет, однако на 24-ый год средства из республиканского бюджета не выделены, на 25-ый год не предусмотрены, сказал Пшембаев.
По его мнению, решение задачи удвоения ВВП может быть замедлено из-за медленного внедрения промышленной роботизации — в Казахстане производительность труда на одного работника составляет $22 тыс. в год, тогда как в США, Ирландии — $150 тыс.