Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) приняло антимонопольные меры в отношении нескольких компаний из-за навязывания дополнительного оборудования, аксессуаров и услуг клиентам, сообщает Bizmedia.kz.
Речь идет о таких компаниях как «Моторная компания «Астана моторс», «Orbis Auto», «Mercur Autos», «Toyota Tsusho Kazakhstan», «Автоцентр Актобе», «Zhayik Motors», «Евразия Моторс Шымкент» и другие.
По данным АЗРК, после вмешательства агентства удалось ограничить практику принудительных продаж, которая повышала итоговую стоимость автомобилей и ограничивала выбор покупателей.
Ситуация с навязыванием дополнительных товаров обострилась в 2022 году, когда началась программа льготного автокредитования, сопровождаемая дефицитом новых автомобилей. Многие покупатели столкнулись с тем, что автодилеры предлагали приобрести такие дополнительные элементы, как сигнализация, коврики, дефлекторы и защита картера, чтобы ускорить поставку автомобиля — иногда срок сокращался с шести до трёх месяцев при условии оплаты доп. оборудования стоимостью до 2 млн тенге. Это значительно увеличивало общую цену машины.
Так, в одном из автосалонов «Toyota» в Алматы более 82% проданных автомобилей были укомплектованы дополнительным оборудованием, стоимость которого доходила до 3 млн тенге, а наценка в отдельных категориях превышала 200%.
Кроме того, автодилеры часто требовали от покупателей в кредит обязательного страхования жизни и здоровья, что противоречит статье 806 ГК РК, запрещающей навязывание таких условий гражданам. Также распространена практика навязывания обязательного сервисного обслуживания у дилера и запрета на замену масла и других расходных материалов в независимых сервисах. Дилеры часто снимают автомобили с гарантии при обслуживании в сторонних центрах, даже если неисправности не связаны с этими работами, что считается недобросовестной предпринимательской практикой.
Эти действия дилеров ограничивают конкуренцию и негативно влияют на рынок, так как потребители лишены возможности покупать доп. оборудование и услуги у альтернативных поставщиков, таких как детейлинг-центры или специализированные магазины, где стоимость таких услуг может быть ниже на 20-30%.