Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с речью на пленарном заседании БРИКС в формате «аутрич». Глава государства отметил динамичный рост торговли Казахстана со странами объединения: в 2023 году около трети внешнеторгового оборота республики пришлись на страны — участницы БРИКС. Чем еще БРИКС интересен для Казахстана, мнением поделилась научный сотрудник Института стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова Дарья Сапрынская.
— Как вы оцениваете результаты саммита БРИКС в Казани? Какие ключевые темы и решения были озвучены на площадке БРИКС?
— Сегодня на полях БРИКС произошла выработка новой коллегиальной формулы сотрудничества стран Глобального Юга и Востока. Масштаб программы позволил системно подойти к формированию архитектуры новой многополярности. В саммите приняли участие 36 стран и лично 22 главы государства. Важно, что страны-участницы саммита предлагают конкретные пути и методы, платформы для формирования этой многополярной модели. Формула успеха БРИКС состоит не в условной альтернативе другим площадкам, а в том, что эта организация предлагает равноправный и системный диалог.
Как будет реализовываться этот диалог, а точнее за счет чего? Президент Российской Федерации Владимир Путин предлагает экономическую модель взаимодействия в виде платформ: инвестиционная, зерновая, товарная, для драгоценных металлов и алмазов – все они должны обеспечить освобождение от долларовой зависимости, соответственно, избавить партнеров от угрозы западных санкций.
Китайские предложения в рамках форума стоит отнести к концептуальным. Продолжая идею об ответственности стран Глобального Юга в деле построения «Сообщества единой судьбы человечества», Си Цзиньпин указал задачи БРИКС как объединения, которое должно обеспечить стабилизацию мировой обстановки. Украинский кризис имеет к этому прямое отношение.
— Саммит в Казани стал самым представительным за всю историю организации. По словам хозяина саммита Владимира Путина, стремление присоединиться к клубу «в той или иной форме» выразили уже более 30 государств. О чем говорит этот тренд на расширение состава участников БРИКС?
— Тренд в справедливости в рамках системы международных отношений. В мире нет альтернативы ООН, но есть запрос на равноправное участие и признание значения развивающихся стран, особенно на фоне их экономического значения. Именно поэтому XVI саммит в Казани прошел в формате «аутрич» или «БРИКС плюс». Среди гостей присутствовали делегации из стран Азии и Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки, а также главы исполнительных органов ряда международных организаций. Летом 2024 года было объявлено о паузе в приеме в организацию новых членов для того, чтобы провести весь цикл работы с только вступившими в БРИКС.
— Незадолго до саммита советник-пресс-секретарь президента Казахстана сообщил о том, что республика не планирует в обозримом будущем вступать в БРИКС. Какие вы видите основания для такого решения?
— Сегодня Казахстану, как и другим странам, Белоруссии, Индонезии, Узбекистану, предлагается иной формат сотрудничества – статус страны-партнера БРИКС. И, судя по участию стран в саммите и их заинтересованности, этот формат можно назвать рабочим. Согласно Конституции Казахстан уважает принципы и нормы международного права, кроме того, в стране серьезно оценивается роль ООН как международного института. Не стоит забывать и о процессе вступления Казахстана в ООН после распада СССР. Поэтому для страны и её руководства важно сохранять баланс во взаимодействии с иными международными институтами.
— Исходя из выступления президента Токаева в Казани, как Казахстан намерен продолжать сотрудничество с БРИКС?
— В сегодняшней парадигме – Глобальный Юг и Коллективный Запад, Казахстан относится к первому объединению. Поэтому в этой парадигме Казахстана понятна значимость БРИКС как инструмента развития горизонтального сотрудничества со странами единого порядка. Для страны важны проекты, которые реализуются на пространстве БРИКС: во-первых, инвестиционные инициативы, позволяющие не допустить санкционное давление на страну; во-вторых, привлекательными выглядят различные проекты развития транспортной инфраструктуры («Пояс и путь», Транскаспийский коридор и иные). В выступлении Президента Казахстана звучали тезисы о важности инициатив БРИКС + для укрепления энергетической безопасности.
— Президент Казахстана отметил динамичный рост торговли Казахстана со странами БРИКС, объемы которой в 2023 году составили половину внешнеторгового оборота страны. О чем это говорит?
— О понимании веса и экономического значения БРИКС. Рынок БРИКС является будущей опорой для мировой экономики, а не страны G7. Думаю, этот фактор является очевидным и для Президента Казахстана, что подчеркивается и фактической ситуацией на рынке.
— По вашему мнению, как президент Казахстана использовал площадку БРИКС и какие вопросы обозначил, учитывая присутствие представителей 36 государств и 6 международных организаций?
— Казахстан подтвердил свою ориентированность на многовекторную международную политику, уважение к международным институтам разного уровня. Известно, что Токаев провел встречи с председателем КНР Си Цзиньпином, президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, президентом Египта Абделем Фаттхаом Ас-Сиси, премьер-министром Вьетнама Фам Минь Чинем, президентом Лаоса Тхонглуном Сисулитом и президентом Конго Дени Сассу-Нгессо. Поэтому думаю, что участие Казахстана в саммите БРИКС имело свой эффект в обеспечении международного взаимодействия. Например, Токаев выразил поддержку китайской инициативе в области глобальной безопасности, поддержал мирный план Китая и Бразилии по Украине.
— Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении высказался о «средних державах». На ваш взгляд, как БРИКС может усилить роль средних держав в глобальном управлении?
— В мире остается кризисный потенциал, есть возрастающая геополитическая напряжённость, открытые конфликты в различных точках на мировой карте, роль БРИКС в этом смысле состоит в обеспечении средних держав сохранением своей самостоятельности. Если странам-участницам БРИКС удастся создать полноценную архитектуру существования Глобального Юга: от институтов, обеспечивающих безопасность (продовольствие, энергетика и др.), до реальных инструментов взаимодействия, собственной финансовой системы, тогда, возможно, мы с вами будем очевидцами формирования нового справедливого мирового порядка.