Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Казахстана предложило поправки в страховую деятельность. В частности, предлагается понижать класс водителя, если он неоднократно грубо нарушает ПДД, сообщает Bizmedia.kz.
Проект разработан для усовершенствования страховой и актуарной деятельности, включая модернизацию системы «бонус-малус» для расчета страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно предложенным поправкам, предлагается установить новый минимальный класс в системе «бонус-малус» — М2, увеличивая таким образом количество классов в системе с 15 до 18.
«Наступление страхового случая по вине страхователя (застрахованного) приведет к снижению его класса в соответствии с пунктами 6, 9, 10, 11, 12 и 13 Правил. При этом самый низкий класс будет М2», — говорится в дополнении.
Повышение класса до более высокого возможно только при выполнении следующих условий:
- В базе данных организации, занимающейся формированием и ведением этой базы, отсутствует информация о страховом случае (или случаях), произошедшем по вине страхователя (застрахованного), начиная с момента последнего изменения класса.
- В базе данных имеется информация о не менее 270 календарных днях, прошедших со дня последнего изменения класса, в течение которых гражданско-правовая ответственность страхователя (застрахованного) была застрахована, независимо от числа заключенных договоров обязательного страхования.
Дополнительно указано, что для лиц, лишенных права управления транспортными средствами, классы не повышаются в период лишения.
При лишении права управления, для повышения класса учитываются дни с последнего изменения класса, когда гражданско-правовая ответственность была застрахована, независимо от количества договоров до дня лишения права.
При заключении договора обязательного страхования впервые, страхователю (застрахованному) присваивается класс А. Договор считается впервые заключенным, если в базе данных нет информации о ранее заключенных страхователем (застрахованным) договорах.
Также добавлено, что владельцам автомобилей, временно въехавших (ввезенных) в республику, при заключении договора присваивается класс 13.
Страховой случай, произошедший по вине страхователя (застрахованного) и повлекший гибель или инвалидность потерпевшего, снижает класс страхователя (застрахованного) до минимального уровня – М2.
Предлагается учитывать не только частоту ДТП, как в текущей системе «бонус-малус», но и серьезность причиненного ущерба, которая также отражает характер вождения. При ДТП с небольшим ущербом, например, царапиной, предполагается снижение класса в системе «бонус-малус» на одну ступень меньше, чем при ДТП с серьезными последствиями.
Также предлагается учитывать нарушения правил дорожного движения, за которые водители несут ответственность по КоАП, при применении коэффициентов «бонус-малус». В случае наступления страхового случая по вине страхователя и при наличии у застрахованного трех и более нарушений следующих правил, класс водителя снижается на одну ступень:
- Превышение скорости на 40-60 км/ч;
- Превышение скорости более чем на 60 км/ч;
- Повторное превышение скорости на 20-40 км/ч или более 40 км/ч в течение года после наложения взыскания;
- Повторное превышение скорости более 60 км/ч в течение года после наложения взыскания;
- Выезд на встречную полосу в запрещенных правилами ситуациях, включая разворот или поворот, ответственность за который предусмотрена частью 3 статьи 12.15 Кодекса;
- Проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, кроме случаев, описанных в части 1 статьи 12.12 Кодекса, ответственность за который предусмотрена частью 1 статьи 12.12 Кодекса;
- Повторный проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика в течение года после наложения взыскания;
- Неуступка дороги пешеходам или другим участникам движения, за исключением водителей с правом преимущества;
- Повторная неуступка дороги пешеходам или другим участникам движения в течение года после наложения взыскания;
- Нарушение, повлекшее создание аварийной ситуации, вынудившее других участников резко изменить скорость или направление;
- Повторное нарушение, создающее аварийную ситуацию, в течение года после наложения взыскания;
- Управление транспортом, не соответствующим техническим регламентам и стандартам, или с неисправностями, запрещающими эксплуатацию;
- Управление транспортом с неисправностями тормозной системы, рулевого управления или тягово-сцепного устройства.
Для применения указанных положений учитываются постановления или предписания о необходимости уплаты штрафа по делам об административных правонарушениях, вступившие в законную силу в период страхования гражданско-правовой ответственности страхователя по договору обязательного страхования, начиная с даты предыдущего изменения класса, независимо от количества заключённых договоров. Как поясняется, серьёзные нарушения правил дорожного движения характеризуют водителя как склонного к опасной езде, что увеличивает риск совершения ДТП. Поправка направлена на поощрение безопасного вождения.
Также отмечается, что при наступлении страхового случая по вине страхователя и наличии у него одного из следующих нарушений ПДД, страхователю присваивается минимальный класс – М2:
- управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения, либо передача управления лицу в таком состоянии;
- управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения, повлекшее вред здоровью потерпевшего, не имеющего признаков уголовного преступления, или повреждение транспортных средств, грузов и сооружений;
- повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения в течение года после истечения срока административного взыскания;
- повторное нарушение тех же правил в течение года после истечения срока административного взыскания;
- нарушение правил дорожного движения водителями в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения.
Страховщики могут применять сниженный коэффициент для страхователей-физических лиц, находящихся в 13-м классе более пяти лет подряд, однако коэффициент не может быть нулевым. Порядок применения коэффициентов, отличных от предусмотренных в приложении к правилам, утверждается советом директоров страховщика.
Документ доступен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 4 ноября.