«Наука простых вещей»: как казахстанские ученые делают бытовую химию доступной и качественной

В экономическом и социальном развитии Казахстана наука должна играть ключевую роль. При ее помощи местное производство товаров потребления способно заменить импортные аналоги, обеспечивая рынок качественной и доступной продукцией. В социальной сфере развитие науки позволяет создавать новые рабочие места и расширять доступность товаров для широких слоев населения. О том, как двигать научные разработки в массы, чтобы они помогали развивать внутреннее производство, вели к росту благосостояния казахстанцев, а также как программа «Болашак» и международное сотрудничество способствуют продвижению науки на родине, рассказал заведующий лабораторией «Тонкого органического синтеза» Satbayev University, выпускник программы «Болашак» Ербол Сагатов.

— Здравствуйте, Ербол Талгатович, расскажите, пожалуйста, о вашем проекте «Наука простых вещей в действии». Как возникла идея синтеза и производства отечественной бытовой химии?

— Проект «Наука простых вещей» в отличие от классической науки не подразумевает под собой открытие новых теорий, инноваций, либо масштабных прорывов. Целью проекта является использование уже известных научных достижений, которые после модификаций и адаптаций под существующие реальности могут благотворно работать на улучшение экономики города, региона или страны.

Другими словами, конечной целью является снабдить местный рынок недорогими и качественными товарами потребления отечественного производства, чтобы у большей части местного населения был доступ к такого рода продукции. Так и возникла идея производства бытовой химии, где главными критериями выступают доступная цена и качество.

— Каковы ключевые преимущества продукции, созданной в вашей лаборатории, и как она помогает сделать бытовую химию доступной для казахстанцев?

— Мы не покупаем зарубежную франшизу, либо комплектующие, а сами непосредственно разрабатываем собственную рецептуру, и закупаем за рубежом только сырье, из которого потом путем химического синтеза получаем уже конечную продукцию. Это непосредственно сказывается на себестоимости продукции, что делает товар доступным на рынке. Тем не менее, мы тщательно следим за качеством продукции, чтобы конечного потребителя устраивала эффективность используемого товара по всем параметрам.

— Какое влияние ваш проект оказал на развитие внутреннего производства в Казахстане и создание рабочих мест для молодых специалистов?

— Что касается влияния на внутреннее производство, то пока рано об этом говорить. Но уверенно могу сказать, что в ближайшей перспективе оно (влияние) определено появится, и будет положительным, так как мы уже вышли на производственные мощности, и заказчиков и потенциальных заказчиков уже немало. Верю, что большое количество молодых ученых рассмотрит наш вариант подхода к науке, масштабируют свои научные исследования до производственных мощностей, тем самым будут приносить благо обществу, и также будут иметь с этого неплохую для себя прибыль.

Что касается создания рабочих мест, то у нас в лаборатории и на производстве работает немало молодых специалистов и студентов, и их число только растет. Привлекательными факторами для них является то, что у нас можно довольно быстро получить практические знания, и сразу их использовать для создания чего-то интересного, существенного, чем и является массовое производство бытовой химии. И, конечно же, они получают за это заработную плату.

— Какую роль играет научная деятельность в процессе разработки новых химических продуктов для бытовой химии? В чем особенность синтеза этих продуктов?

— В нашем проекте «Наука простых вещей» используются все те же классические методы и подходы, такие как обзор и анализ существующей научной литературы, выдвижение гипотезы, разработка плана серий экспериментов, и непосредственно получение результатов и их обсуждение с целью выявить, какой из результатов экспериментов наиболее подходит для последующего производства конечного продукта. Это и есть научная деятельность, ее составляющая. Особенность синтеза, точнее ее целями, как и говорил — доступная цена и высокое качество продукта.

— Вы являетесь автором нескольких научных публикаций в журналах с высоким рейтингом. Расскажите, что для вас значит участие в международном научном сообществе и как это помогает развивать науку в Казахстане?

— Начну немного издалека: я учился и работал в Великобритании более пяти лет, где у меня и появились первые научные открытия и статьи в высокорейтинговых академических журналах. Это помогло мне наладить академические и научные отношения с несколькими профессорами Великобритании из разных университетов. Например, мы совместно работаем над научными исследованиями в рамках нашего проекта, а также, начиная со следующего года, наши студенты и молодые специалисты будут проходить обучение на магистратуре и докторантуре в одном из элитнейших вузов мира — UCL (входит в топ 10 университетов по рейтингу QS — прим.). Тем самым мы стремимся создать поколение  молодых специалистов мирового уровня для развития науки и производства в стране в ближайшем будущем.

— Какую роль должна играть наука в экономическом и социальном развитии Казахстана?

— С экономической точки зрения — снабдить рынок местными товарами потребления вместо экспортных, предлагая качественную продукцию за более низкую цену. С социальной — товары потребления станут доступны более широкому кругу общества, а также за счет появления местного производства появятся и новые рабочие места для специалистов.

— Каковы, по вашему мнению, основные препятствия для развития науки в стране? С какими вызовами сталкиваются молодые ученые?

— Я бы только отметил высокий уровень бюрократии, который в первую очередь занимает большое количество столь драгоценного времени. Это касается так и документации в разных ее проявлениях, так и время на ожидание результатов проверок, утверждения, согласования и так далее.

— Насколько эффективна государственная поддержка науки в Казахстане? Какие меры можно было бы предпринять для ее улучшения?

— В последние годы приоритет был поставлен на развитие науки, и финансирование научных проектов и разработок из государственного бюджета в разы увеличился. Да, конечно, объем финансирования еще пока не на том уровне, что мы наблюдаем в передовых странах, однако прогресс существенен. Полагаю, что если данная тенденция продолжится, то поддержка со стороны Министерства науки и высшего образования будет на достойном уровне, как мы наблюдаем сегодня в таких странах, как Южная Корея и Сингапур. Единственный вопрос лишь в забюрократизированности процессов, о котором я упомянул выше.

— Какую роль играет программа «Болашак» в развитии научного потенциала Казахстана? Как обучение за границей повлияло на вашу научную карьеру?

— Говоря о программе «Болашак», то я бы хотел высказаться в более системном плане, не только того, что касается науки. Сейчас мы наблюдаем, что большое количество выпускников программы работают успешно в ведущих организациях, привнеся свой современные взгляды и идеи в развитие их компаний. Порой их труд невидим, но на местах крайне ценен. Что касается меня, то именно те знания и опыт, полученные в Великобритании, мне и помогают развивать наше научное дело. Именно те научные методы и подходы, которых я получил за рубежом, я и использую в нашем научном деле и производстве.

— Какие перспективы у химических исследований и синтеза в Казахстане? Какие новые технологии могут принести значительный прорыв в этой области?

— Перспективы просто колоссальные. Во-первых, наша страна очень богата природными ресурсами, надо лишь научиться их правильно использовать, не только в качестве сырья, но и уметь перерабатывать с целью получения промежуточных или конечных продуктов. Во-вторых, разрабатывая и используя свои рецептуры, либо технологических схем, мы не будем нарушать чьи-то интеллектуальные права и патенты. В связи с этим можно практически бесконечно создавать новые подходы и методы для производства товаров потребления. Что касается новых технологий, то значительный прорыв обязательно принесет развитие искусственного интеллекта в сфере науки. Так, например, разработка искусственного интеллекта в синтетической органической химии поможет нам заранее понимать, какие эксперименты будут наиболее перспективными. Тем самым вместо сотен экспериментов мы будем ставить лишь 10-15, что значительно скажется на экономии времени, сырья и энергии.

— Судя по вашей биографии, вы активно работаете с молодыми специалистами и студентами. Как вы помогаете им развивать навыки и готовить к работе в научной сфере?

— На данный момент я им лично преподаю несколько дисциплин, такие как органическая химия, академический английский, методы и подходы в научных исследованиях. Кроме того, я их обучаю, как правильно делать литературный обзор, его анализ, выведение гипотез. Что касается практики, то до этого я, а теперь уже командой, обучаем, как правильно ставить синтез, выделять продукт и производить его в масштабных объемах.

— Какую поддержку необходимо оказывать молодым исследователям для того, чтобы они могли в полной мере раскрыть свой потенциал?

— Предоставление комфортных условий труда, и достойное проживание, что включает и заработную плату. Обязательным элементом должно быть предоставление условий для постоянного развития: стажировки, курсы, конференции. Это связано с тем, что в отличие от других сфер деятельности, в науке всегда должен подогреваться интерес к ней: сначала, будучи молодым, тебе с этим помогают, а потом уже ты будешь помогать с этим аспектом будущему поколению.

— Как вы считаете, как можно повысить интерес молодежи к науке и сделать эту сферу более привлекательной для будущих поколений?

— Во-первых, дать понять, что наука — это не скучные формулы, зубрежка, а это — изучение мира, всего живого и неживого на планете. Обладать знаниями и умениями, которые контролируют процессы в окружающей нас жизни — это крайне интересно. Обладая знаниями в области органической химии, ты в буквальном смысле становишься «магом» — создаешь из якобы «непонятно чего» нечто полезное и существенное. Во-вторых, наука, направленная на производство и монетизацию деятельности, всегда будет приносить финансовую прибыль. Однако, труд никогда не будет монотонным, а всегда будет интересным и будет «играть» яркими красками. Это нужно тоже учесть!

Справочно:

Ербол Талгатович Сагатов, 35 лет, является заведующим лабораторией «Тонкого органического синтеза», Satbayev University. Выпускник программы «Болашак», магистратура, Cardiff University, Великобритания «Химия», 2016-2017 г.г.

Название проекта: «Наука простых вещей в действии: синтез и производство отечественной бытовой химии».

Вклад в развитие Казахстана: Синтез и производство отечественной бытовой химии в рамках концепции «Наука простых вещей». Цель — производить качественную продукцию по доступной цене. Польза — недорогие качественные товары широкого потребления. Цена продукции ниже за счет синтеза и производства на месте, не за счет закупа комплектующих из-за рубежа. Являясь руководителем лаборатории, под его руководством была разработана линия отечественной бытовой химии. Кроме того, лаборатория создала рабочие места для молодых специалистов и студентов для развития человеческого капитала страны.

Автор четырех научных публикаций в высокорейтинговых академических журналах с квартилем Q1 и Q2. Индекс Хирша — 4, количество цитирований — 192.

Напомним, выступая на заседании Нацсовета по науке и технологиям весной 2024 года, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сказал, что основой новой экономической модели должны стать устойчивые цепочки добавленной стоимости. Он указал, что исторически экономика страны сохраняет сырьевой характер, несмотря на предпринимаемые меры по индустриализации. Глава государства подчеркнул необходимость перехода к открытой прикладной модели науки, которая бы поддерживала не только академические исследования, но и стратегические цели страны. Президент отметил важность коммерциализации научных разработок для решения актуальных экономических задач, включая внедрение ресурсосберегающих технологий и развитие «науки простых вещей».

#Казахстан
Где в Казахстане самые дешевые квартиры в 2024 году?
24 ноября 2024 в 16:46
Таир Джафарли: В Европе считают, что Казахстан превращается в транзитную державу
20 ноября 2024 в 09:59
Эксперт оценивает ущерб от массовой гибели тюленей на Каспии в 1,5 млрд тенге
24 ноября 2024 в 15:41
Новый год 2025: сколько дней отдохнут казахстанцы
21 ноября 2024 в 17:45
Солдат срочной службы покончил с собой в Актобе
24 ноября 2024 в 12:41
В Казахстане нарушения ПДД начали фиксировать автобусы и машины скорой помощи
22 ноября 2024 в 11:59
В Алматы ночью произошёл пожар в частном секторе: горели дом, баня и гараж
24 ноября 2024 в 11:57
Российский ВТБ банк начал переводы в Казахстан
21 ноября 2024 в 16:55
Казахстан и Россия обсудили устранение торговых барьеров
23 ноября 2024 в 15:18
Как перевод времени повлиял на торговлю и экономику Казахстана
19 ноября 2024 в 15:14
Ложное сообщение о минировании подняло тревогу в Талгарском районе
23 ноября 2024 в 13:36
На Казахстан надвигается сибирский антициклон с морозами до 20 градусов
22 ноября 2024 в 13:46
В Казахстане пересмотрят приказы Минобороны
23 ноября 2024 в 12:58
Сколько дней отдыха у казахстанцев в предстоящем декабре
20 ноября 2024 в 11:30
Фильм «Нам нужен доктор» откроет XVII Международный кинофестиваль «Евразия»
22 ноября 2024 в 21:09
Истребительная авиация Казахстане проведет учебные полеты над столицей
23 ноября 2024 в 17:40
Выездное заседание Общественного совета АФМ состоялось в Алматы
22 ноября 2024 в 21:03
Билеты на встречу «Астана» с «Челси» поступили в продажу
24 ноября 2024 в 14:06
В Алматы обсуждают двойное увеличение тарифа на обслуживание домов
22 ноября 2024 в 18:03
Денежный код. Как привлечь деньги в свою жизнь
14 июля 2022 в 09:45
Двое казахстанцев выиграли финалы B на этапе Кубка мира по конькобежному спорту
22 ноября 2024 в 16:57
Житель Усть-Каменогорска подал в суд на правительство из-за смены часового пояса: что ответил министр
19 ноября 2024 в 13:11
Сколько нефти за 10 месяцев 2024 года добыл «КазМунайГаз»
22 ноября 2024 в 16:35
Посмотрите на самый большой город в мире
21 июля 2022 в 12:18