Председатель консультационного совета New Nuclear Watch Institute в Центральной Азии Бауржан Ибраев высказался о вопросах безопасности атомной энергетики на конференции в Астане.
Эксперт напомнил, что на прошлой неделе завершилась конференция Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), на которой было объявлено, что в ближайшие 20-25 лет производство атомной энергии в мире увеличится в 2,5 раза.
— После такого заявления финансовые институты всего мира приняли решение поддержать атомную генерацию, финансировать больше и ожидать увеличение атомной генерации в три раза. Сегодня мы живем стереотипами, когда нам было достаточно угольной, газовой, гидрогенерации, но сегодня этого недостаточно, — отметил Бауржан Ибраев.
Он привел в пример проект Балхашской ТЭЦ с мощностью 1,5 ГВт, который рассматривался больше 5 лет назад в Казахстане.
— Тогда планировалось, что каждый день на станцию будут привозить 500 вагонов угля. И каждый день нужно было вывозить 400 вагонов золы. Куда эти отходы пойдут? При этом нужно понимать, что это еще и мышьяк, сера, все элементы, которые оказывают вред организму человека. 500 вагонов угля — это 30 тысяч тонн. По сравнению с этим атомная станция на одном блоке использует только 20 тонн урана в год. 20 тонн в год и 30 тысяч тонн в день — это огромная разница, — сказал эксперт.
Б.Ибраев также высказался о радиоактивных отходах атомных станций.
— Очень много фобий о том, что атомная станция будет производить миллионы тонн радиоактивных отходов — ничего подобного. Я провел исследовательские работы на реакторах трех стран: Германии, России, Казахстана. Могу сказать, что отработанное ядерное топливо на реакторе на самом деле превращается в новый вид топлива путем рециклинга. В течение одного цикла всего используется 4% урана ядерного топлива, остается 96% урана. Для того, чтобы оно дальше работало — его путем рециклинга превращают в новый вид ядерного топлива. В 2001 году Америка приняла программу, тогда было принято решение обратить внимание на отработанное ядерное топливо. Сегодня эти технологии уже работают. Реакторы уже работают во Франции, России и Китае. Это технология будущего, — отметил эксперт.