Состоялось заседание Высшей аудиторской палаты (ВАП) на котором подвели итоги проверки эффективности ценообразования в строительстве и использование ресурсов и активов, выделенных для проектирования и строительства, сообщает Bizmedia.kz.
Общий объем строительных работ, как говорит официальная статистика, за 2023 год составил 7,6 трлн тенге, рост — 21% к показателям 2022 года. В период с 2017 по 2023 годы строительство в структуре ВВП Казахстана занимала в среднем 6,5%.
Как отметил Михаил Бортник, член Высшей аудиторской палаты, действующие нормативные правовые акты, регулирующие ценообразование в строительстве, содержат ряд пробелов и недочетов. В частности, отсутствуют четкие критерии и прозрачность в выборе базовых предприятий-поставщиков, на основе которых осуществляется наблюдение за ценами и формируется сметно-нормативная база в строительстве. Это касается мониторинга цен на строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование. Компании, в свою очередь, не несут ответственности за непредоставление отчетности по установленной форме (1-СМИО).
Также выявлены недостатки в законодательстве о государственных закупках. В частности, правила проведения госзакупок не учитывают требования реализации строительных проектов в соответствии со сметой подрядчика (офертой).
Ко всему прочему, по действующим законам возможно при корректировки и удорожания строительства со сохранением технологий и конструктивной части увеличивать и сумму договоров по оказанию услуг технического и авторского надзора. И это приводит к дополнительному росту нагрузки на бюджет при сохранении объема оказанных услуг.
В государственном банке проектов строительства, созданном для предотвращения завышения стоимости идентичных объектов, содержится 6 706 проектов. Однако 5 665 из них (84,5%) не имеют авторских (имущественных) прав на использование.
В итоге, из-за отсутствия эффективных инструментов и нормативных требований для применения проектов из этого госбанка, они используются крайне редко. С января 2021 года было запрошено и передано всего 55 проектов, что составляет лишь 5% от общего количества проектов с наличием авторских прав (1 041 объект).
«Эти проекты, финансируемые из бюджета и включенные в наш каталог, не могут быть повторно использованы, так как авторские права не переданы. Когда бюджетная или квазигосударственная организация оплачивает разработку продукта, он должен полностью переходить в их собственность. В результате, повторное использование уже созданных проектов тормозится. Как вы планируете решить эту проблему?» — спросил Алихан Смаилов у представителей уполномоченных госорганов.
Вице-министр юстиции Ботагоз Жакселекова отметила, что сегодня нет юридических препятствий для включения в договор пунктов о передаче имущественных прав. Это скорее вопрос дисциплины государственных органов. В связи с этим она подчеркнула важность разработки типовой формы договора для бюджетных проектов, чтобы такой пункт соблюдался автоматически.
В ходе проверок были выявлены нарушения и недостатки в конкретных инфраструктурных проектах, которые отражают системные проблемы в отрасли. Например, в проекте моста-перехода Бухтарминское водохранилище в Курчумском районе ВКО удорожание составило 31,2 млрд тенге, или на 104%. Или проект центра гематологии в Усть-Каменогорске подорожал сразу на 125% (с 32 до 72 млрд тенге).
Если говорить об общих итогах аудита, то он выявил финансовые нарушения на сумму 1,3 млрд тенге, а также неэффективное планирование и использование бюджетных средств на сумму более 14,2 млрд тенге. Экономические потери и упущенная выгода составили 530 млн тенге. Кроме того, выявлено 26 системных недостатков и 88 процедурных нарушений.
Материалы по 21 факту, содержащему признаки административных правонарушений, переданы в уполномоченные органы.
Ранее Смаилов отчитался перед Касым-Жомартом Токаевым о работе ВАП за второй квартал текущего года.
Смаилов представил следующие результаты деятельности ВАП:
- Проведенные аудиторские проверки охватили транспортный сектор, с акцентом на железнодорожную отрасль, а также бюджеты областей Абай, Жетісу, Ұлытау и Алматинской, и систему обеспечения населения Казахстана лекарствами.
- В результате аудита 73 объектов и активов на сумму более 2,9 трлн тенге выявлены финансовые нарушения, превышающие 39 млрд тенге.
- Разработаны рекомендации по устранению недостатков в развитии транспортной сферы, реализации бюджетных инвестиционных проектов и пересмотру механизма государственной поддержки отечественных производителей фармацевтической продукции.
- Представлен пакет предложений по реформированию системы государственного аудита.
- Сообщено о запланированных аудиторских мероприятиях на второе полугодие текущего года, которые затронут деятельность Назарбаев Университета и АО «НК «КазМунайГаз», судебную систему, а также отдельные направления в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и строительстве.