Только за последнюю неделю на несколько публикаций о такси наткнулась в соцсетях. Все – о высоких ценах. Все забывают, что рынок услуг такси в Казахстане – свободный и формирует цены сам. Главный плюс свободного рынка заключается в том, что на нем невозможен дефицит того или иного товара. Дефицита такси в Казахстане нет. А цены? – Цены, какие есть. Как говориться: «За что боролись, на то и напоролись».
В июле проезд в такси подорожал на 13,2% против прошлого года
Современные города уже невозможно представить себе без такси, это важнейшая часть инфраструктуры. Год от года неуклонно растет количество поездок такси.
Водителей такси не хватает. Дефицит водителей сейчас составляет, по некоторым данным, около 30%. Наиболее заметен дефицит класса эконом. В профессию водителя такси приходит все больше женщин-водителей. Их привлекает возможность подстраивать работу под свою жизнь. И конечно, эти женщины любят водить автомобиль. Но и дефицит водителей срабатывает.
Более половины перевозчиков работают на собственном автомобиле. К водителям — женщинам это относится меньше, чем к мужчинам.
Профессия водителя такси, как показывают исследования, с каждым годом становится все более нужной. Так, в апреле 2024 года на электронной бирже труда Enbek.kz были размещены 2 тыс. вакансий водителя автомобиля. Эта профессия лидировала по спросу среди среднеквалифицированных. Количество резюме водителей на платформе также постоянно растет, отмечало Минтруда РК.
В Яндекс.Go есть несколько тарифов:
- Вместе — 360 тенге
- Эконом — 400
- Комфорт — 500
- Комфорт+ — 625
- Business — 850
- Premier – 1200 тенге
Минимальная стоимость Яндекс.Такси в Алматы, по данным с её сайта, включает 3 мин и 1 км за 400 тенге. Бесплатное ожидание — 3 мин, платное, в том числе, в пути — не более 40 тенге/мин. Цена по городу — не более 57 тенге/км, не более 27 тенге/мин, за пределами города – 130 и далее 27 тенге/мин, перевозка домашнего животного, детское кресло — 300 тенге. Примерно такие же цены у Uber, при минимальной стоимости 1 км за 360 тенге.
В июле 2024 года Бюро нацстатистики Казахстана сообщало, что по сравнению с июлем прошлого года, проезд в такси подорожал на 13,2%.
Выше трехкратного тарифа только 5% поездок в квартал
Тариф, это – не минимальная стоимость. Доказать монопольно высокие цены Яндекс.Такси в Казахстане пытались неоднократно, но пока безрезультатно.
Государство «приструнить» таксистов не очень-то может.
«Операторы мобильных приложении заказа такси «Яндекс Такси» и «InDrive» подписали с министерством транспорта РК меморандум о сотрудничестве и взаимодействии. На сегодня муниципальные автопарки такси в Казахстане отсутствуют», — ответил на запрос Bizmedia.kz заместитель председателя комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля министерства транспорта РК Селим Куанышулы.
Также в республике городские и междугородние перевозки такси находятся в конкурентной среде.
По данным Куанышулы: «Деятельность мобильных приложений заказа такси регламентируют закон РК «Об автомобильном транспорте» и «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом», утвержденные приказом и. о. министра по инвестициям и развитию РК от 26 марта 2015 года № 349».
По информации агентства РК по защите и развитию конкуренции, максимальная стоимость поездки Яндекс.Такси определяется с использованием алгоритма «Горячие часы», который активируется в условиях повышенного спроса в предпраздничные дни, при массовых мероприятиях или в плохую погоду. Это означает, что при росте спроса на такси, например из-за плохой погоды, цена на поездку также возрастает.
Условие, влияющее на действие алгоритма «Горячие часы», доля свободных водителей. Размер и срок действия «Горячие часы» устанавливается автоматически алгоритмом Яндекс.Такси, на базе тех- и статданных сервиса о доступности свободных водителей. Во время высокого спроса применение алгоритма помогает воспользоваться такси пассажирам, которые не могут отложить поездку (и готовы платить за неё почти любую цену — Bizmedia.kz), — поясняют в АЗРК.
Сейчас АЗРК РК проверяет алгоритм ценообразования и, если будут установлены признаки нарушения законодательства в области защиты конкуренции, применит меры реагирования, — добавили в АЗРК РК.
Напомню, что департаментом АЗРК РК Алматы в 2022 году проводилось расследование в области защиты конкуренции в отношении ТОО «Яндекс Такси.Корп», которое и предоставляет сервис «Яндекс Go» гражданам Казахстана. По признакам установления монопольно высокой цены, запрещенной Предпринимательским кодексом РК, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на соответствующем или сопоставимом товарном рынке. Результаты расследования не известны.
Также в 2024 году управление госдоходов Бостандыкского района Алматы требовало аннулировать сделки между «Яндекс.Такси» и двумя ТОО из-за отсутствия у последних материальной базы, но на конец мая не смогло этого доказать.
Министр нацэкономики Нурлан Байбазаров сообщал, что АЗРК РК согласован антимонопольный комплаенс Яндекс, в рамках которого для повышения уровня дохода водителей с декабря 2023 года отменены комиссии Яндекса, если заказ превышает двукратно базовую стоимость поездки, введение дополнительной бонусной программы для водителей 7-10 млрд тенге в 2024 году в зависимости от роста оборота отрасли и инфляции, внесение на главный экран в пользовательском приложении Яндекс.Go «Индикатора спроса» с объяснением причин уровня цены и прогноза ее изменения.
Для пассажиров введен обновленный тариф «Вместе», который дал возможность заказать такси за более низкую стоимость в пиковый период спроса. В декабре 2023 года и за I кв. 2024 года им воспользовались порядка 4,5 млн раз.
Также Яндекс введет ограничения на повышение тарифа выше трехкратного коэффициента в условиях максимального спроса на услуги такси и выше этого уровня будет не более 5% поездок в квартал. За I квартал этого года с трехкратным коэффициентом стоимости осуществлено 238 тыс. заказов или 0,15% от их общего количества, отметил Байбазаров.
Кроме того, принимаются системные меры. АЗРК РК инициированы поправки в законодательство, введение которых позволит водителям работать напрямую с Яндекс без таксопарков и планируется провести аудит алгоритмического ценообразования.
Недавно суд в Алматы оштрафовал ТОО «Яндекс.Такси Корп» на 3,45 млн тенге за нарушение закона о конкуренции и принуждение таксопарков использовать бухуслуги только фирмы «Бухта.кз». Если таксопарк не оплачивал эти услуги, то «Яндекс.Такси Корп» отключал доступ к своим информационным сервисам.
Ах, как хочется подослать Яндекс.Такси конкурента
Многие комментаторы в сетях полагаются на конкуренцию, которая снизит цены Яндекс.Такси, как на манну небесную: кто-то – Каспи, Фридом Фиинанс, неизвестный принц в белом придет и сделает.
«Яндекс монополизировал казахстанский рынок такси не без помощи. Есть местные: Gazag, Aparu, Elim, CarInWay, Region. Команда первоначально 30-50 человек, бюджет до $10 млн и поддержка государства по интеграциям и ву а ля», — пишет такой мечтатель.
«Так ли это легко создать онлайн-такси агрегатор?» — возражают ему в соцсетях. — Онлайн-агрегатор такси, это — минимум 3 года работы тысяч программистов и бюджет в $30 млн с копейками, сами считали, чтобы получить хотя бы 30% доли рынка, плюс расходы на маркетинг и исследования и развитие. Яндекс.Такси (РФ) развивается с 2011 года, в нем 26 тыс. человек: разработчики, продуктологи, картографы, маркетологи, аналитики. Не стоит рассчитывать, что за 1-2 года горстка IT-спартанцев сделает такую же навигацию, интерфейс, машинное обучение, ИИ-ценообразование, маршрутизацию в Казахстане.
Ситуация в мире характерна доминированием 8-10 мировых компаний, типа Uber, Grab, Bolt, Indriver, Yandex. По закону рынка, чем ты больше, тем лучше у тебя кадры, связи, инвесторы и партнеры, ты в отрыве от местных компаний, наращивая разницу в качестве и доступности продукта, и все больше закрепляясь в привычках пользователей. Поэтому, вряд ли нужно делать такси с нуля и рассчитывать, что за пару лет «подвинешь» какой-нибудь Яндекс или Uber. Но можно делать нишевые стартапы (хотя какой смысл делать это в небольшом Казахстане), но нужно быть готовым к долгой упорной работе, сомневается сам возражающий.
В комментариях одни граждане хвалят: «Яндекс очень удобен. Лучше всех. Grab, Uber, Didi, Indrive — все хуже».
Кто-то строит догадки: «Каспи походу из-за этого не стал вводить Такси платформу. Это — очень дорого, долго и требует много айтишников. Тем более, они любят готовые проекты выкупать. А тут у Яндекса и Индрайвер не выкупишь. Хотя получился бы самым удобным в Каспи приложении. На что Kaspi.kz отвечает: Мы пока не планируем запускать сервис онлайн-заказа такси.
Кто-то строит такие же догадки по поводу Freedom Finance. Но компания «свой сервис такси в Казахстане не создает», — ответили Bizmedia.kz.
И лишь редкие граждане считают, что в Казахстане «вообще супер дешевые услуги такси».
Без карты толку не будет – еще один нюанс. «Яндекс и Тугис свои карты не дадут, а Гугл не подходит для таксовки».
«Главная причина почему у нас нет местной службы такси — у нас нет собственной карты своей же страны. С уникальным космодромом и двумя спутниками (один сломал, другой потерял),мы даже спутниковые снимки своей страны покупаем в Китае и США. Народы, которые уснули, просыпаются на полке в чужом супермаркете. Зато, если ты высокопоставленный госчиновник и протаскиваешь иностранные компании, ты просыпаешься на Мальдивах», — поясняет известный экономист.
«Каждая поездка в Алмату дает повод сравнивать, как было раньше и как сейчас. (…) За время пребывания пользовался Яндекс.Такси раз 15, примерно. И только в двух случаях попадались водители, которые не дергают машину. Плавно трогаются и так же плавно тормозят. Остальные водители словно еще где-то на треке пытаются занять первое место. И здесь вопрос не в том, какие они в принципе, а в том, что сервис не заморачивается этим. Этим водителям просто некому сказать о том, как следует водить машину, работая в такси», это — пост уже другого пользователя, похоже эмигранта.
Но Яндекс, похоже, комфорт пассажиров волнует мало, другое дело – выручка и прибыль: «Яндекс.Про» запустил конкурс среди таксистов. Но только у кого ИП есть. Надо до 31 августа 150 поездок сделать», — пишет кто-то. «Знаем про такую акцию, знакомый уже талон на заправку получил», — подхватывает еще один. Большинство комментаторов называет пост рекламой.
«Ехать 23 минуты, платить 3780. Это — в три раза дороже, чем я оплачиваю обычно по этому же маршруту. Сначала заказал, за мной даже готов был приехать целый Туарэг, но потом пошел на остановку. Да, ехать пришлось не 23, а 32 минуты, зато оплата в 30 раз ниже. Полупустой салон, кондер. На жаре зарабатываете?! – возмущается еще один ценами Яндекс.Такси. — Только не надо лечить про дефицит машин — Туарэг готов был за мной примчаться через две минуты, и на карте свободных автомобилей было полно. Тут — непомерные аппетиты».
Вот, он — конкурент. Это — общественный транспорт! — хочется воскликнуть. Но, почему-то это открытие никого не радует.