В первой половине 2024 года Министерство транспорта Республики Казахстан активно развивало транспортно-логистическую сферу. Ключевыми достижениями стали рекорды в дорожно-строительных работах, заметный рост пассажиропотока в авиации, улучшение работы железнодорожного транспорта и развитие морской инфраструктуры.
Среди значимых событий завершили крупные проекты по реконструкции автодорог, увеличили число авиарейсов и модернизировали аэропорты, а также увеличили объемы экспортных железнодорожных грузов и запустили новые морские проекты. Принятые меры способствовали улучшению транспортной сети, повышению качества услуг и поддержке экономического роста страны, что отражено в обзоре на сайте PrimeMinister.kz.
Автомобильные дороги: рекорды и масштабные проекты
На сегодняшний день Казахстан располагает автодорогами общей протяженностью 95 тыс. км. Из них 25 тыс. км составляют республиканские дороги, а остальные 70 тыс. км – местные. Дорожно-строительные работы охватывают 12 тыс. км, что является рекордом для страны. Из этой протяженности 8 тыс. км принадлежат республиканской сети, а 4 тыс. км – местной. К концу года планируется завершить работы на 7 тыс. км.
В настоящее время активно идут работы по реконструкции четырех крупных автодорожных проектов длиной около 2 тыс. км: «Караганда – Алматы», «Талдыкорган – Усть-Каменогорск», «Атырау – Астрахань» и «Актобе – Кандыагаш». Некоторые участки уже начали вводить в эксплуатацию с середины лета, а завершение всех объектов запланировано до конца года.
Министерство транспорта последовательно открывает участки коридора Центр-Юг, который связывает Астану и Алматы. Так, на участке автомагистрали «Караганда-Балхаш» организовано четырехполосное движение от Караганды до села Акбастау.
Кроме того, постепенно вводят в эксплуатацию новую четырехполосную дорогу «Талдыкорган – Калбатау – Усть-Каменогорск», где открыли 38 км, соединяющих Талдыкорган с поселком Кызылагаш. Качество строительства дороги между Алматы и Астаной контролируют корейские компании Dongsung Engineering и ISAN Corporation, которые осуществляют технический надзор и следят за качеством работ.
Также к завершению подходят несколько важных проектов, таких как строительство автомобильного тоннеля на перевале Шакпак баба в Туркестанской области, путепровода на станции Шамалган и моста через Бухтарминское водохранилище в Восточном Казахстане.
Министерство реализует масштабную программу по среднему ремонту дорог с усилением конструкции, используя технологию переработки вторичного сырья Recycling. Приоритет отдается дорогам, которые не ремонтировались с момента их строительства. В этом году начался средний ремонт 2,5 тыс. км дорог с финансированием от Банка развития Казахстана, а в следующем году работы продолжатся на оставшихся 4,5 тыс. км. Эта технология позволяет сократить стоимость проекта в 7 раз по сравнению с реконструкцией и ускорить ремонт вдвое.
Проекты включают крупные дороги «Жезказган – Петропавловск», «Шалкар – Кандыагаш», «Караганда – Каркаралинск», «Семей – Кайнар» и «Семей – Барнаул», которые не ремонтировались уже 20 лет.
В первом полугодии Национальный центр качества дорожных активов провел экспертизу 100% объектов республиканской сети, совершив 5 тыс. выездов и проверив около 11 тыс. образцов материалов. Охват объектов местной сети составил 84%. КаздорНИИ проводит полную цифровизацию автодорожной отрасли, создав Единую цифровую базу для обеспечения прозрачности и оценки эффективности строительных материалов и технологий. В базу уже включены 642 карьера, 382 асфальтных завода и 98 новых технологий.
Для решения проблемы кадрового дефицита в дорожной отрасли в этом году выделено около 1 тыс. государственных образовательных грантов для подготовки квалифицированных специалистов.
Гражданская авиация Казахстана в 2024 году демонстрирует внушительный рост: пассажиропоток увеличился на 15% по сравнению с прошлым годом и достиг 6,8 миллиона человек. Аэропорты страны обслужили 11,3 миллиона пассажиров, что на 21,5% больше, чем в аналогичный период прошлого года.
В этом году авиапарк отечественных компаний пополнился на пять новых самолетов. География международных рейсов расширилась до 33 стран с 132 маршрутами и 760 рейсами в неделю. Новые направления включают Великобританию, Вьетнам, Германию, Грузию, Египет, Катар, Китай, Малайзию и ОАЭ.
Шесть авиакомпаний, включая Air Astana и FlyArystan, осуществляют внутренние авиаперевозки по 53 маршрутам с частотой 640 рейсов в неделю. Для поддержки социально значимых направлений субсидируются 19 внутренних маршрутов в девяти областях на сумму 6,6 миллиарда тенге.
В Алматы завершили строительство нового пассажирского терминала, а в Кызылорде и Шымкенте идут работы, финансируемые частными инвесторами. В этом месяце по поручению Главы государства началась реконструкция перрона и рулежной дорожки аэропорта Балхаша, а также стартовала реконструкция взлетно-посадочной полосы в Павлодаре, которая завершится в 2025 году.
Эти инфраструктурные проекты приведут аэропорты страны к стандартам ИКАО, улучшат безопасность полетов и качество обслуживания. Опытные инвесторы привлекаются для модернизации аэропортов и развития авиационной отрасли.
Все ограничения на полеты казахстанских перевозчиков в страны Европейского Союза сняты благодаря заседанию Комитета по безопасности полетов Европейской комиссии 15 мая, на котором Казахстан представил меры по устранению ранее выявленных замечаний. ИКАО и Европейская Комиссия признали Казахстан успешным примером реформирования управления гражданской авиацией.
В этом году также открылся новый маршрут Т-916, который проходит через воздушное пространство Казахстана и Узбекистана, предоставляя дополнительный путь для полетов из Европы в Юго-Восточную Азию. С момента открытия маршрута было выполнено 19 полетов, а протяженность коридора составляет более 2 тысяч км, из которых 437 км — над Узбекистаном и 1,7 тысяч км — над Казахстаном.
Железнодорожный транспорт демонстрирует рост экспорта несырьевых грузов, обновление вагонного парка и масштабные путевые работы. За первые полгода этого года объем экспортируемых несырьевых грузов, перевозимых по железной дороге, достиг 10 миллионов тонн, увеличившись на 7% по сравнению с прошлым годом. Перевозки химических и минеральных удобрений возросли на 11%, цветных металлов на 9%, черных металлов на 15%, а также других товаров, таких как мука, соль, растительное масло и комбикорм, на 11%. Экспорт в Китай особенно впечатляет, увеличившись на 19% и составив 6,8 миллионов тонн.
В 2024 году Министерство транспорта планирует закупить 140 новых пассажирских вагонов, что на 22 вагона больше, чем в прошлом году. Из них уже поступило 50 вагонов, остальные будут доставлены до конца года. Новые вагоны будут работать на маршрутах Кызылорда-Семей, Павлодар-Алматы, Актобе-Атырау и Алматы-Сарыагаш, а также обновятся на направлениях Павлодар-Туркестан, Караганда-Самара, Караганда-Омск и Костанай-Алматы.
В настоящее время реализуются четыре крупных инфраструктурных проекта: «Достык – Мойынты», «Дарбаза – Мактаарал», «Бахты – Аягоз» и «обводная города Алматы». Масштабные ремонтные работы охватывают 1,4 тысячи километров железнодорожной сети страны, из которых 570 километров требуют полной замены рельсов. Половина запланированных работ уже выполнена.
Завершается передача подъездных путей в государственную собственность. Более 600 железнодорожных подъездных путей общей протяженностью 241 километра переданы в доверительное управление АО «Центр транспортного сервиса». Разработан и утвержден план мероприятий, чтобы привести подъездные пути в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации.
Принят новый план развития портов и создание морского транспортно-логистического кластера. Комплексный план развития морской инфраструктуры на 2024-2028 годы предусматривает создание крупного морского транспортно-логистического кластера на базе портов Актау и Курык. Это позволит увеличить контейнерные мощности, развить терминалы для перевалки грузов, улучшить логистику международных перевозок и снизить административные барьеры.
В рамках этого плана предусмотрены работы по дноуглублению акватории порта Курык и строительству контейнерного хаба в порту Актау. Основная часть проектов будет финансироваться за счет частных инвестиций, включая развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута. За последние шесть месяцев объем грузоперевозок по ТМТМ увеличился на 65% и составил 2,1 миллиона тонн.
Новые горизонты для экспортно-импортных перевозок
В первом полугодии 2024 года объем грузовых перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении достиг 3,8 млн тонн, в то время как транзитные перевозки составили 2,4 млн тонн. Значительное событие – ратификация межправительственного соглашения с Китаем, позволяющего казахстанским перевозчикам доставлять грузы в промышленные и портовые города Китая и осуществлять транзит через другие страны.
В этом году впервые реализовали тестовую транзитную автоперевозку из Китая в Европу через Казахстан и Каспийское море по маршруту Китай-Казахстан-Азербайджан-Грузия через морские порты Курык и Баку.
Также внесли изменения в правила применения разрешительной системы автомобильных перевозок в международном сообщении, устранив человеческий фактор при выдаче разрешений. Обменяли 231 тыс. бланков разрешений с 42 странами мира.