В первом квартале текущего года Антикоррупционная служба совместно с Министерством здравоохранения провела внешний анализ коррупционных рисков в деятельности ТОО «СК-Фармация», передает Bizmedia.kz.
Результаты анализа показали наличие значительных коррупционных рисков, которые мешают эффективной реализации задач по своевременному и качественному обеспечению населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями, а также развитию фармацевтической отрасли и промышленности.
В частности, более половины аукционов по закупке лекарств проводились неконкурентным образом (всего 1 241 лот в период с 2020 по 2023 годы).
Это стало возможным благодаря нормам, заложенным в Правила, которые допускают определение победителя при получении лишь одной заявки.
Фармацевтические компании, используя лазейку в сговоре с другими поставщиками, выигрывали тендеры по завышенным ценам. Это препятствовало конкуренции и снижению стоимости закупок.
Таким образом, значительная часть экономии (81%) по итогам аукционов в 2020-2023 годах была сформирована лишь благодаря 8% всех лотов (567 из 6513). В каждом третьем лоте (1969 или 30%) снижение цены отсутствовало полностью (от 0 до 30 тиын).
Частые отказы посреднических поставщиков от участия на первом этапе аукциона, участие в них парами и «обмен победами» указывают на широкое использование картельного сговора. Это создаёт видимость конкуренции и поддерживает высокие цены на закупки, что подтверждается недавними расследованиями, проведёнными уполномоченным органом по защите и развитию конкуренции.
При закупке медицинского оборудования в тендерной комиссии допускались поставщики, чьи заявки не соответствовали условиям тендера, и игнорировались отрицательные заключения экспертов. Это создавало риски необоснованного завышения цен.
Выборочный анализ выявил 13 контрактов на закупку медицинского оборудования с различной стоимостью, но схожими техническими характеристиками, что указывает на риски завышения на 6,7 млрд тенге.
Кроме того, выявленные коррупционные риски способствовали формированию пула компаний, доминирующих на рынке логистики, хранения и поставок лекарств и медицинских изделий.
Непрозрачность процессов заключения долгосрочных контрактов также способствовала необоснованному обогащению компаний, которые не имели намерения развивать отечественное фармпроизводство. Всего заключено 92 договора с 36 отечественными производителями, общий объем закупок составил 315 млрд тенге.
Так, в деятельности восьми отечественных производителей (перчатки, шприцы, йод и др.) наблюдаются признаки импорта зарубежной продукции вместо реального производства. Это подтверждается данными об импорте, недостаточностью ввозимого сырья для производства необходимого объёма товаров, нехваткой производственных мощностей, а также аномально низкими показателями по потреблению электроэнергии и воды.
Вместе с тем, отмечается ненадлежащий контроль: он ограничивается единовременным выездным осмотром и составлением акта, а также размытыми критериями для признания производителя отечественным — достаточно лишь провести стерилизацию и упаковку товара.
В блоке управления персоналом выявлены коррупционные риски, связанные с трудоустройством лиц в обход конкурсного отбора, отсутствием независимых членов в конкурсной комиссии, непринятием мер по устранению конфликта интересов, командными перемещениями, неправомерным утверждением доплат, вознаграждений, командировочных расходов и зарплат для отдельных сотрудников, фактически не работающих в СКФ.
Результаты внешнего анализа свидетельствуют о неэффективной организации менеджмента в СКФ, что мешает надлежащему выполнению поставленных перед ним задач.
СКФ практически не взаимодействовало напрямую с производителями; вся работа осуществлялась через посредников.
Эти ненужные «прокладки» обогащались, закупая лекарства у производителей и затем перепродавая их СКФ. Причем такие поставки производились по максимальным ценам, без конкуренции, в результате картельного сговора.
Даже отечественные производители, заключившие долгосрочные контракты с СКФ, прибегали к манипуляциям, связанным с фиктивным производством.
С целью комплексного противодействия коррупции совместно с Министерством здравоохранения 12 мая текущего года был утвержден план организационных мероприятий по устранению вышеуказанных коррупционных рисков.
Исполнение рекомендаций находится под контролем Антикоррупционной службы.