Концепция «Слышащего государства», стала одним из компонентов институциональных реформ объявленных Касым-Жомартом Токаевым, еще в 2015 году. И инициативу Концепции, президент озвучил в 2019 году в Послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана».
Сама концепция подразумевает развитие конструктивного диалога между государством и общественностью. То есть внутренняя государственная политика в первую очередь сосредоточена на взаимодействии с гражданами страны, и направлена на решение проблем и удовлетворение потребностей как определенных категорий населения, так и каждого гражданина Казахстана в отдельности.
Суть концепции «Слышащего государства» заключается в укреплении взаимоотношений и быстрых коммуникациях между гражданским сообществом и властью. А главное, в готовности государства не только слышать, но делать выводы и принимать адекватные меры.
Об актуальности Концепции и необходимости ее скорейшей реализации можно судить по последним годам истории Казахстана.
В 2020 году Казахстану, как, впрочем, и всему миру, пришлось столкнуться с беспрецедентным стресс-тестом – ковидной пандемией, вызванной коронавирусом. Страна столкнулась со множеством проблем, которые особенно ярко вскрыли недостатки казахстанской системы здравоохранения, и о которых власти знали, но не придавали этому первостепенного значения. Например, отсутствие необходимого медицинского оборудования не только в сельских, но даже в городских больницах и поликлиниках, дефицит не только врачей, но и младшего медицинского персонала, дефицит койко-мест, недостаток мощностей по производству средств индивидуальной защиты и неразвитость фармацевтического производства высокого уровня, дефицит лабораторий быстрой диагностики и так далее.
Понятно, что пандемию можно назвать форс-мажором для системы здравоохранения. Но проблемы в других сферах жизнедеятельности, могли и не проявится, если бы государство на протяжении десятилетий не игнорировало бы потребности населения. Например, качество и доступность интернета. Об этой проблеме население, особенно отдаленных районов, говорило очень часто и много, но кардинально решать проблему начали только после пандемии. Поскольку, выяснилось, что отсутствие интернета в отдаленных районах касается не только студентов, лишенных возможностей учиться удаленно, но и других жителей, которые не могут воспользоваться впечатляющими результатами цифровизации Казахстана и иметь свободный доступ к государственным и социальным услугам.
Два парадокса коммуникаций власти и общества
Как бы парадоксально это ни звучало, но пандемия стала некой чертой, изменившей отношение государства к нуждам населения. В селах строятся объекты здравоохранения, для медицинской сферы усилена подготовка специалистов и оснащение больниц и поликлиник, усилено финансирование отрасли фармацевтики и научных исследований в области медицины. В кратчайшие сроки была создана отечественная вакцина, которая показала себя не хуже дорогостоящих зарубежных аналогов.
Еще один парадокс, но реализация прав сравнительно небольшой категории граждан, приводит к масштабным изменениям для большинства населения. Например, люди с ограниченными возможностями во многом лишены другой возможности — реализовывать свои конституционные права, и в основном из-за трудностей передвижения по улицам городов. Как результат, сейчас мы наблюдаем как государство взяло под жесткий контроль качество строительства и ремонт городской инфраструктуры. Подобных примеров можно привести много, и все они показывают, что главная цель реализации концепции «Слышащего государства» обеспечить каждому гражданину возможность реализовать все свои права, указывая власти на необходимость исправления ошибок и недочетов. Однако у Концепции есть и другая сторона – успешность развития государственной политики Казахстана в этом направлении напрямую связана с активностью гражданского сообщества.
Основные компоненты Концепции
Ранее были сформулированы ключевые компоненты Концепции, наличие которых обеспечивает эффективное взаимодействие власти и населения, которое необходимо для достижения конечной цели- построения Справедливого Казахстана. Это:
- Открытые каналы связи
- Активное взаимодействие
- Прозрачное принятие решений.
- Обратная связь
- Адаптация политики
- Сбор и анализ данных
Разберемся на какой стадии реализации они находятся сейчас и насколько эффективно работают.
Открытые каналы связи
Информированность населения со стороны государства является одним из наиболее важных компонентов Концепции и была, пожалуй, самым слабым местом в деятельности государства еще несколько лет назад.
Так, в книге «Пособия по политической коммуникации в Казахстане», (авторы: Басскаран Наир из Школы государственной политики имени Ли Куан Ю Национального университета Сингапура, Салтанат Джаненова и Балжан Серикбаева из Высшей школы госполитики- ред), вышедшей в свет в 2019 году, указаны провальные проекты правительства, которые потерпели неудачу из-за отсутствия коммуникаций с общественностью и неспособностью наладить обратную связь и конструктивный диалог с населением. К таким провалам государственной политики авторы книги отнесли: повышение женского пенсионного возраста, земельную реформу, строительство курорта «Кок-Жайляу» в предгорьях Алматы, и еще несколько примеров.
Сейчас у граждан Казахстана есть широкие возможности быть в курсе всех нововведений и предложений власти по экономическому, политическому и социальному развитию государства. Например, официальный ресурс государства «Открытые НПА», является буквально кладезю информации. Здесь в свободном доступе находятся буквально гигантские массивы самых разных данные, начинаю от бюджетов госорганов и заканчивая системой оценки эффективности правительства.
Ресурс так же предоставляет возможность напрямую задать вопросы первым руководителям госорганов, обеспечивая открытый диалог власти и общественности. «Открытые НПА», в части открытых каналов связи дополняет госкорпорация «Правительства для граждан» Например в соцсети Телеграм, Корпорация запустила чат бота, через который можно не только оставить идеи и пожелания по улучшению работы госорганов, но и пожаловаться на сам госорган, если для граждан создаются проблемы и бюрократические проволочки. Кроме того, большая работа проводится центральной и региональными Службами коммуникаций. За брифингами представителей власти можно наблюдать в прямом эфире, которые СЦК и СРК анонсируют на своих официальных страницах в соцсетях.
Немаловажную роль в информировании населения играют и соцсети, где есть не только официальные аккаунты госструктур, но и личные страницы многих первых руководителей центральных и местных органов власти.
Активное взаимодействие
Смысл этого компонента в том, что государство не должно ждать предложений и идей от населения, а активно инициировать диалог. Сейчас это достигается посредством общественных слушаний по важным для страны или отдельного региона, населенного пункта, вопросам, личных встреч первых руководителей как центральных госорганов, так и местных, с населением. Причем на уровне правительства составляется график таких встреч, который исполняется неукоснительно. Кроме того, по важным вопросам проводятся референдумы, а на ресурсе «Открытые НПА» для публичного обсуждения выкладываются постановления, решения законопроекты и подзаконные акты, в общем все инициативы, которые собираются реализовать центральные или местные органы государственной власти. И любой гражданин может выдвинуть свои замечания, пожелания и предложения, которые учитываются при окончательном принятии решения.
Прозрачное принятие решений
Помимо возможности публичного обсуждения законодательных инициатив государства на сайте «Открытые НПА» гражданское сообщество имеет возможность в прямом эфире наблюдать за заседаниями правительства, палат парламента, областных и городских акиматов. Ведутся трансляции из залов судов самых разных уровней, также публично освещается деятельность групп по работе над петициями.
Обратная связь
Механизмы обратной связи являются эффективным инструментом повышения доверия гражданского сообщества к власти. Здесь можно отметить активность министров и депутатов парламента в соцсетях и СМИ, которые активно взаимодействуют с гражданским сообществом рассказывая какой вклад общественная деятельность населения вносит в принятие решений. Например, петиция с предложением ввести запрет на азартные игры для госслужащих. Депутаты рассказали, что именно появление петиции позволило преодолеть сильное лобби игорного бизнеса, и ускорить принятие законопроекта. Такой подход является сильной мотивацией для населения более активно принимать участие в строительстве Справедливого Казахстана
Адаптация или гибкость политики
Концепция Слышащего государства подразумевает и тот факт, что государство готово признать свои ошибки в принятии каких-либо решений. Так в прошлом году, получив негативную обратную связь, правительство, которое ранее поддержало инициативу министерства просвещения продлить учебный год, позже отказалось от этой инициативы. Подобное умение – признавать ошибки, имеет решающее значение для реализации Концепции «Слышащего государства».
Сбор и анализ данных
Сбор и анализ данных, тоже немаловажный компонент Концепции. Он необходим для обоснования и корректировки внутренней государственной политики. В мировой практике этот навык разивается посредством опросов, сбором точной статистики, мониторингом соцсетей и СМИ. Сейчас мы видим, как идет активная работа по мониторингу и обеспечения точных, а не «красивых» данных статистики, даже если они не дышат позитивом. Это необходимо для принятия взвешенных решений.
Резюме
С одной стороны, мы видим, что в стране работают все компоненты Концепции «Слышащего государства». Какие-то только набирают обороты, другие уже корректируются с учетом набранного опыта. Однако, как уже говорилась есть и другая сторона Концепции, без которой ее реализация невозможна – это активность гражданского сообщества. Этому нам еще предстоит научиться точнее, научится грамотно и с пользой для страны использовать инструменты, которые предоставило для этого государства.
Политолог Талгат Калиев, в одном из интервью очень точно подметил:
«Государство – это не только институты власти, госорганы. Государство – это народ. Поэтому и самим людям нужно активизироваться и, используя имеющиеся возможности, отстаивать и продвигать не только свои узкие и местечковые интересы, а принимать участие в решении серьезных и значимых для своей страны, региона, населенного пункта задач, претендовать на большее участие в контроле за распределением бюджетных потоков и так далее.
То есть кроме жалоб и обращений нужно адресовать «слышащему государству» еще и какие-то идеи, предложения, вовлекаться в решение проблем, в силу своих возможностей принимать участие в развитии республики.
«Слышащее государство» – дорога с двусторонним движением. Здесь и власть должна уметь слышать народ, и народ должен уметь слышать власть».