Генеральный директор Национальный Центр Качества Болатбек Айтбаев рассказал, что в 2025 году в Казахстане будет внедрена единая цифровая платформа «КазРоудЛаб» для контроля качества дорожно-строительных материалов, передает Bizmedia.kz.
Национальный Центр Качества осуществляет экспертизу качества работы материалов, ведомственную экспертизу на средний ремонт и диагностику автомобильных дорог. Предприятие имеет 20 филиалов с аккредитованными лабораториями по стандартам ISO и ILAC. Центр качества интегрирован в действующую пятиступенчатую систему контроля качества, применяемую в автодорожных проектах, — начал Айтбаев.
Данная система, по его словам, определяет порядок взаимодействия всех служб, ответственных за качество производимых работ, с целью своевременного выявления и устранения дефектов на ранних стадиях. Соблюдение принципа пятиступенчатого контроля качества обеспечивает качество автодорожных проектов, их соответствие всем строительным нормам и правилам, а также безопасность и надежность их эксплуатации.
В целях повышения качества работ предприятие реализует комплекс мероприятий. Ключевым событием текущего года стала масштабная инспекция асфальтобетонных заводов, проведенная по поручению Министерства транспорта до начала строительного сезона. Ревизия охватила 382 асфальтобетонных завода, из которых 109 заводов признаны полностью соответствующими разработанным рекомендациям. Для остальных 273 асфальтобетонных заводов были даны рекомендации для соответствия требованиям, 127 из которых на сегодня их выполнили и провели мероприятия по повышению качества выпускаемой продукции. Итоги инспекции доведены до сведения всех регионов. Подобные проверки будут проводиться ежегодно в преддверии строительного сезона, — продолжает он.
Он отметил, что для минимизации влияния человеческого фактора на результаты экспертизы качества дорожно-строительных материалов, Центр Качества активно внедряет автоматизированные системы контроля. Теперь данные с испытательного оборудования в режиме реального времени передаются в единую цифровую платформу «КазРоудЛаб». Это решение обеспечивает прозрачность и объективность оценки качества материалов, исключая возможность искажения информации. На данный момент система уже работает в четырех областях, а полное ее внедрение запланировано на 2025 год.
Центром также внедрен метод штрихкодирования пробматериалов, аналогичный тому, что используется в медицинских лабораториях ОЛИМП. При таком подходе отобранные пробы поступают в лабораторию без привязки к конкретному объекту, что исключает предвзятость при проведении испытаний. Благодаря штрихкоду можно отследить всю историю пробы от момента отбора до получения результатов испытаний.
В целях оптимизации процесса контроля за работами по среднему ремонту автодорог ведется разработка электронной системы ведения исполнительной документации. Эта система позволит централизованно хранить всю исполнительную документацию и протоколы испытаний материалов. Важной особенностью системы станет невозможность подписания актов выполненных работ без соблюдения всех требуемых процедур.
За первые 6 месяцев текущего года экспертизой качества охвачено 100% объектов республиканской сети и 84% объектов местной сети. В 10 регионах достигнут полный охват местной сети. Предприятием в текущем году осуществлено 5000 выездов, в ходе которых отобрано и испытано порядка 11 тысяч пробматериалов. По результатам экспертизы недопущены к применению 16 тысяч тонн асфальтобетона, 27 тысяч тонн инертных материалов и 3 тысячи тонн битума. Наибольшее количество несоответствий наблюдается в Жамбылской, Туркестанской и Абайской областях, — уверил он.
По его словам, в ходе экспертизы было выявлено 1900 нарушений технологии производства работ, из которых устранено 621 дефект, а оставшиеся дефекты взяты на контроль и будут устранены до ввода объектов в эксплуатацию. В результате подрядными организациями переустроено 99 тысяч квадратных метров асфальтобетонного покрытия, 28 тысяч квадратных метров основания и заменено 18 тысяч кубометров щебня.
В то же время имеется ряд факторов, негативно влияющих на качество дорожно-строительных работ. Сегодня для повышения качества дорожного покрытия на объектах республиканской сети, а также в городах Астана и Алматы активно применяется полимерный асфальтобетон. К сожалению, на объектах местной сети полимерные асфальтобетоны практически не применяются. Еще одной проблемой является игнорирование результатов экспертизы качества со стороны местных исполнительных органов, — отметил Айтбаев.
Он отметил, что ранее имелись случаи ввода объектов в эксплуатацию дорог местного значения по положительным заключениям сторонних лабораторий в обход отрицательных заключений, выданных Центром Качества. Для предотвращения таких фактов внесены поправки в норматив, согласно которому в случае привлечения частных лабораторий, отбор и испытания проб должны проводиться комиссионно с участием всех заинтересованных сторон. Кроме того, запрещается ввод объектов в эксплуатацию до полного устранения замечаний, зафиксированных в системе CAS Road Lab.
Центром Качества на постоянной основе ведется работа по фактам нарушений, допущенных техническим надзором. За последние два года нами направлено 112 обращений, в результате чего ГАСКами приостановлено 9 аттестатов инженеров и наложены штрафы на 64 миллиона тенге. Выявлено более 470 фактов отсутствия служб технического надзора на объектах. Также в 2023-2024 годах выявлено более 130 фактов, где один технадзор одновременно закреплен более чем на 5 объектах. Только в этом году установлено 54 факта, где один инженер числится в нескольких компаниях, и 18 фактов, где один инженер закреплен в разных регионах. Данные факты в основном выявлены на дорогах местной сети, — говорит он.
Для решения данной проблемы создан электронный реестр инженеров Технадзора в системе Casroot Lab, где отслеживаются и фиксируются все подобные случаи. Результаты мониторинга направляются заказчикам для принятия соответствующих мер.
После доклада премьер-министр Олжас Бектенов задал вопросы.
У вас на слайдах по местной сети охват экспертизой 84%, при этом в отдельных регионах совсем низкие показатели. Это Караганда — 36%, ВКО — 47%, Казахстан — 56%. Почему? В чем причина? — спросил Бектенов.
Айтбаев уверил, что в настоящее время данный процесс заключения договоров находится в процессе. Как утверждают области, это связано с поздним проведением заседания Маслихатов и корректировкой бюджета.
Протокол включить и все должны выдерживать очень высокие показатели в части экспертизы и качества, это очень важный вопрос. Устранено 621 дефект всего из почти 2000 выявленных, что составляет 31%. И есть в вашем докладе факты, когда без устранения нарушений принимаются и подписываются акты, вводятся дороги в эксплуатацию. Что мешает? Какие нужно принять решения, чтобы ваши замечания устранялись в обязательном порядке? Чтобы не было случаев, когда без вашего положительного заключения акты подписываются, и миллиарды перечисляются подрядчикам, а качества нет, — продолжил Бектенов.
Кроме того, данные меры приняты путем внесения изменений в норматив и поправок в ведомственный норматив. Необходимо, чтобы области строго соблюдали требования норматива. Марат Каримжанович, надо усилить Центр, чтобы без его положительного заключения ни один акт не подписывался.
Какие необходимые решения нужно принять? Внесите предложения, и я приму эти решения, — подытожил Бектенов.