Своим постановлением от 13 июня 2024 года правительство внесло изменения в Концепцию развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования. Детский психолог Арыстан Шаймерденулы оценил перспективы изменений, которые касаются именно дошкольного образования.
Основанием для внесения поправок в Концепцию послужили прогнозы резкого роста количества детей до восьми миллионов уже через три года.
«По моему мнению, в Концепции предусмотрена одна из важных составляющих эффективной системы образования, а именно корреляция и приведение к единообразию образовательных программ в детских садах и школах. То есть правительство намерено ввести элемент преемственности в образовательный процесс. Неважно в какой детский сад и где ходил ребенок. В частный в крупном городе, или в государственный в небольшом районном центре. Попав в один первый класс, он оба начнут с того, чем закончили в детском саду. Я считаю, что одинаковые стартовые условия позитивно скажутся на психологическом состоянии детей, поскольку никто изначально не будет чувствовать себя отстающим. То есть видеть, что он чего не знает, что знают и умеют одноклассники», — говорит психолог.
Еще одним важным изменением в государственной образовательной политике Арыстан Шаймерденулы считает внедрение в школах программ адаптации для детей по каким-то причинам, не посещавшим детский сад.
«Не у всех родителей есть возможность платить за частный детский сад, а государственной дошкольной инфраструктуры пока не хватает. Эта проблема решается, но на это требуется время. Поэтому отмена тестов отбора при поступлении в школу и внедрение программ апробации, должно дать положительный эффект, особенно если будут внедрены, как это озвучено, интерактивные образовательные игры. Все таки дети, это дети, и далеко не все с точки зрения психологии, готовы выдерживать учебные нагрузки», = считает Арыстан Шаймерденулы.
Кстати, как стало известно нашему корреспонденту, в недрах Министерства просвещения готовится специальная программа предшкольной подготовки. Окончательный вариант еще не готов, но планируется что программа будет рассчитана на месяц и будет представлять собой некую игру в школу. То есть несколько коротких уроков по 20–30 минут с большими, в 10-15 минут переменами. Занятия будут проводить педагоги школы, по сути, знакомясь со своими будущими учениками.
«Это довольно интересный подход. Здесь сразу прослеживается два момента. Во-первых, процесс адаптации, постепенный ввод детей в полноценный учебный процесс. Во-вторых, немаловажным становится социализация детей, понимание, что есть коллектив, с которым нужно считаться. Повторюсь, не все дети легко преодолевают некий психологический барьер очередного этапа взросления, и у них может возникнуть вопрос – почему вчера я мог играть целый день, а сегодня — должен сидеть на месте и слушать учителя. И подобная программа поможет в мягкой форме преодолеть этот барьер», — отметил психолог.