Роль казахского языка растет в обществе с каждым днем. Сегодня его изучают не только дети в детских садах и школах, но и взрослые. Писатель, автор трехтомника по изучению казахского языка «Ситуативный казахский» Канат Тасибеков рассказал, какие преимущества имеет человек, знающий госязык, а также дал несколько советов тем, кто хочет выучить язык, но не знает с чего начать.
— Канат Галимович, как Вы пришли к решению создать свой языковой курс? С какими трудностями Вы столкнулись?
— Я и сам выучил язык уже в более зрелом возрасте, после 50 лет. Я говорил на русском, французском, а на казахском — нет. Но я очень хотел говорить с соотечественниками на одном языке, хотел понимать их и слышать и слушать. Это стало для меня мощной мотивацией. И сейчас просто делюсь своим опытом с теми, кто хочет говорить на казахском.
На самом деле ситуативный казахский, без ложной скромности скажу, что нашел своих почитателей и читателей, и многие спрашивают, когда я начну преподавать, поэтому мы сейчас стоим на пороге этого. Курсы SITKAZ.KZ, которых так долго ждут мои читали, скоро будут запущены.
Но сразу нужно обозначить тот факт, что я учу взрослых русскоязычных людей разговаривать, понимать, то есть разговорному языку. Я не учу правилам, на моих курсах грамматика дается только на необходимом уровне, только для того, чтобы уметь говорить, правильно использовать суффиксы, окончания и так далее.
То есть, если вам нужен язык для сдачи ЕНТ, или экзамены для госслужащего или для составления деловой документации, конечно, я здесь не могу помочь. Моя целевая аудитория – это русскоязычные граждане, которые просто хотят говорить на казахском. То есть я учу говорить.
— Насколько востребованы ваши курсы? Каковы результаты слушателей?
— Если говорить о результатах и показателях, то отмечу, что на сегодня продано более 55 тыс. экземпляров моей книги. Это хороший показатель. Недавно «Меломан» представил данные по продаже книг на тему изучения казахского языка за последние три года и там «Ситуативный казахский» с большим отрывом идут на первом месте, то есть в системе «Меломан» мои книги стоят на 1 месте по продажам среди учебников и пособий по казахскому языку. То есть имеется большой спрос со стороны населения.
Просто поразительные результаты демонстрируют те, кто посещает Клуб казахского языка – мы заседаем каждую субботу в 11 часов в Национальной библиотеке Алматы. По моей методике казахский язык учит Александра Мыскина. То есть она занимается по книге «Ситуативный казахский», а активную форму проводит на занятиях клуба. Экономист Дмитрий Белянин, но на самом деле я очень много имен могу назвать…
Очень много среди слушателей русскоязычных казахов. Если в первый день они могли сказать только «Менің атым», то сейчас они могут связно рассказывать о чем-то или рассуждать на заданную тему или просто поговорить. То есть прогресс очевиден и очень много таких людей.
— В чем их секрет?
— Я всем своим слушателям говорю: «Один раз в неделю собраться на два часа – это, конечно, мало для того, чтобы освоить язык, но клуб разговорного языка существует для того, чтобы те знания, которые вы получили или с репетитором, или на курсах, или самостоятельно, нужно переводить в активную форму. Чтобы проговорили. Для этого и существует разговорный клуб. И здесь хотелось бы сразу сказать, почему дети учат язык, но не могут на нем заговорить. Потому что они те знания, которые получают на уроках, не используют в жизни, и поэтому это все забывается. То есть, все, что вы узнали, все, что вы выучили надо в обязательном порядке переводить в активную форму. Что это значит? Вы должны это проговорить, проартикулировать – иначе знания умрут, вы забудете просто, будто и не знали. Поэтому я и говорю: «Все, что мы учим, должно перейти в активную форму».
— Сколько нужно времени нужно, чтобы заговорить на казахском?
— Это очень индивидуально. Вообще изучение языка – это огромный интеллектуальный труд. Я сам учил французский язык – это были 10-ти месячные интенсивные курсы, потом больше трех лет я провел во Франции, я знаю, что это такое — учить язык, какой это интеллектуальный труд, и вещи, которые для носителей языка являются очевидными, для людей, которые его изучают, совсем не так очевидны. В этом тоже одна проблема, если говорить об изучении казахского языка. У нас его преподают люди, которые родились в казахоязычной среде, для них он естественен и они на нем говорят, как дышат. Поэтому и многие вещи непонятны для них, они не могут поставить себя на место своих учеников. А преимущество моей методики в том, я что я сам выучил язык и я могу понять и помочь таким же как я, могу помочь пройти этот путь.
Поэтому возвращаясь к вопросу, сколько времени потребуется: конечно, зависит очень сильно от способностей, от мотивации человека, от того, сколько времени он может уделять занятиям и так далее. Но если у вас есть хорошая мотивация, если у вас есть финансовые возможности учить язык, я думаю, что в принципе в течение полугода можно уже свободно общаться, разговаривать.
— Как Вы думаете, что нужно сделать на уровне государства, чтобы повысить уровень владения казахским языком среди населения?
— Конечно, вся это языковая проблема, которая существует в Казахстане, и которой нет во многих других стран – это исторические предпосылки, очень много причин, а картина такая. Но понятно, что язык – это основной атрибут суверенного государства, и если мы потеряем свой язык, мы потеряем просто свой государственность.
У нас свой государственный язык, казахский, все должно быть на казахском языке, к этому надо стремиться, не форсируя, спокойно, взвешенно, как до сих пор было, двигаться в этом направлении.
И работу должны провести все члены общества — каждый со своей стороны. И, прежде всего, сами этнические казахи – они сами должны говорить на родном языке.
Сегодня 70% населения Казахстана – это этнические казахи и если все они заговорят на родном языке, то создастся языковая среда. И тогда, как показывает опыт других стран, остальные 30% населения, являющиеся представителями других этносов, просто естественным образом примкнут.
Ведь знание казахского языка сегодня — это конкурентное преимущество и жизнь это доказывает. Это возможность быть уважаемым и высоко ценимым, потому что казахи, очень ценят, когда представители других этносов говорят на государственном языке.
Есть и другая сторона: я вижу как люди, которые очень хорошо владеют казахским языком, совершают большую ошибку: они бывают недовольны тем, что кто-то не говорит на казахском, со злобой критикуют таких людей. Но я считаю, что такие люди наоборот должны создавать больше интересного контента на казахском языке. Ведь если каждый будет делать все от него зависящее для развития казахского языка, то будет и результат. А негативной реакцией, оценкой или насилием ничего не добьёшься.
Энтузиасты, пропагандисты языка, конечно же, должны находить понимание со стороны госорганов.
А госорганы должны принимать какие-то соответствующие законы – без этого нельзя. Может быть, включать какие-то механизмы и рычаги, поощрение или наоборот наказание, на то оно и государство – и это должна быть такая комплексная работа.
Надо действовать позитивно, с добротой, которая в целом всегда присуще казахскому народу, и я думаю, что тогда все будет хорошо. И казахский язык займет свое достойное место и станет не только де-юре, но и де-факто государственным языком, языком межнационального общения, языком, на котором будут говорить и думать все казахстанцы. Сейчас мы начинаем представлять собой единую политическую нацию, и объединяющим нас атрибутом станет казахский язык.
— Какой бы совет дали тем, кто решил начать изучать казахский язык?
— Я бы посоветовал им в первую очередь купить мой трехтомник, и не просто его читать, а заучивать речевые обороты и использовать их в соответствующей ситуациях. Рекомендую также посещать Клубы разговорного языка и переводить эти знания в активную форму вот и все.