Айдарбек Сапаров, Министр сельского хозяйства, выступил на правительственном часе, обсудив вопросы углубленной переработки продуктов животноводства и экспорта, передает Bizmedia.kz.
В своем послании народу Казахстана Глава государства отметил необходимость развития производства сельскохозяйственной продукции и увеличения ее доли до 70% от всего производимого сырья. В связи с этим развитие производства сельскохозяйственной продукции находится под постоянным контролем правительства. По итогам третьего квартала 2023 года объем производства пищевых продуктов вырос на 1,5% по сравнению с итогами прошлого года и достиг 1 триллиона тенге, — начал Сапаров.
По его словам, приток инвестиций в отрасль также увеличивается. В прошлом году объем инвестиций в основной капитал производства пищевых продуктов вырос на 3,9% и составил 150 миллиардов тенге. Объем экспорта сохранился на уровне 2022 года и составил 5,4 миллиарда долларов. Несмотря на неблагоприятные климатические условия прошлого года, увеличение объемов производства позволило избежать спада в отрасли.
Доля экспорта переработанных продуктов достигла 43% и составила 2,3 миллиарда долларов. Объем экспортированных продуктов животноводства составил 187 миллионов долларов США, что составляет 8,2% от всего экспорта произведенной продукции. Тем не менее, потенциал для увеличения этой доли остается значительным, — отметил Сапаров.
Он отметил, что производство молока выросло на 2,9%, сливочного масла на 18,6%, сыра и творога на 10,5%, охлажденного мяса на 3,8%, колбасных изделий на 0,9%. Однако производство сухого молока снизилось на 25%, а производство мясных консервов на 4,9%. Эти продукты, наряду с колбасными изделиями, занимают ведущие позиции в импорте Республики Казахстан.
За годы развития удалось увеличить экспорт говядины, баранины, яиц, кисломолочных продуктов и ряда других позиций. Однако предстоит еще много работы по открытию новых рынков и повышению конкурентоспособности наших производителей, — отметил он.
Существует ряд проблем в отрасли, которые в совокупности затрудняют развитие переработки (далее все — прямая речь — прим. ред.):
- Недостаточность и дороговизна сырья.
Хотя, согласно статистике, сырья в животноводстве достаточно, данные не соответствуют реальному положению дел. Например, ежегодно по данным официальной статистики производится порядка 6,5 миллионов тонн молока, при этом на 180 предприятиях перерабатывается всего 2,1 млн тонн. Парадокс в том, что при наличии такого объема молока имеется нехватка сырья для переработки.
Это объясняется многолетней практикой искажения статистических данных в животноводстве и растениеводстве. В этой связи создана специальная рабочая группа по актуализации статистических данных под председательством заместителя премьер-министра Жуманарина. В результате работы комиссии будет списано 2 млн голов скота и 3 млн тонн молока. В России аналогичная работа продолжается. Релевантные данные позволят улучшить качество планирования и принятия решений по регулированию внутреннего рынка.
- Высокая доля импорта.
Если по цельному молоку и кисломолочной продукции собственное производство закрывает внутреннюю потребность и покупатель видит широкий ассортимент питьевых йогуртов, сметаны, кефира и другой молочной продукции, то по ряду других наименований есть сложности. Высокую долю импорта, наряду с сухим молоком, занимают сливки, сливочное масло, сыры и творог.
Только за последний год импорт молочной продукции, пересчитанный на сырое молоко, вырос с 580 тыс. тонн в 2022 году до 800 тыс. тонн в 2023. Помимо давления дешевого импорта, мы наблюдаем высокую себестоимость готовой продукции. Возьмем, например, сливочное масло. Себестоимость казахстанского масла составляет порядка 3000 тенге за килограмм, при этом средняя цена импорта по данным статистики колеблется от 1800 до 2400 тенге.
Здесь возникает вопрос о технических регламентах и осведомленности потребителя о составе и качестве продукции. Такая конкуренция негативно сказывается на внутреннем производстве. Для решения проблемы с низкокачественным продуктом необходима поддержка ответственных государственных органов, а также большая разъяснительная работа с населением о разнице между спредом и сливочным маслом, сыром и сырным продуктом.
В этом вопросе нужна поддержка Министерства культуры и информации и Министерства здравоохранения, с которыми мы уже начали эту работу.
- Отсутствие льготного финансирования.
Отсутствие льготного финансирования как на основные, так и на оборотные средства является сдерживающим фактором развития отрасли переработки.
- Высокая доля морально и физически устаревшего оборудования.
Высокая доля морально и физически устаревшего оборудования на отечественных перерабатывающих предприятиях и отсутствие высокотехнологического производства делают казахстанских производителей мясной продукции неконкурентоспособными перед иностранными коллегами, которые используют все компоненты, такие как кровь, внутренности и конечности.
По оценочным данным, на прочих компонентах туши, кроме мяса, казахстанские производители зарабатывают порядка 70 долларов США с одной головы, в то время как в соседних странах их стоимость составляет от 200 до 500 долларов США, что позволяет скупщикам давать более привлекательные цены.
Кроме того, необходима работа по тесному взаимодействию науки и производства для развития более высокомаржинальных направлений, таких как переработанная премиальная продукция. Необходимы разработки для увеличения срока хранения охлажденного мяса, что позволило бы расширить географию и доходность экспорта. Эти задачи мы знаем и будем работать над их решением.
- Низкое качество шкур.
В переработке шкур проблема кроется в низком качестве сырья. Ежегодный объем производства шкур составляет 3,5 миллиона штук, из которых порядка 600 тысяч идет на переработку и экспорт. При уборе большей части скота шкуры не соответствуют требованиям кожевенных предприятий.
В результате в 2023 году на переработку и экспорт ушло всего 15% от производимых шкур. Решением проблемы является развитие производства, где качество шкур и шерсти не имеет значения, например, производство желатина и кормовых добавок или для изготовления теплоизоляционных материалов.
Сапаров отметил, что вопрос развития перерабатывающей промышленности необходимо рассматривать комплексно, что требует системных решений, таких как повышение эффективности казахстанских перерабатывающих предприятий, включая повышение их доходности и маржинальности. Это, в свою очередь, даст им больше возможности платить справедливую цену за сырье.
В результате проведенного анализа и обсуждения проблем и вопросов с бизнес-сообществом и всеми заинтересованными государственными органами Министерством разработан комплексный план развития перерабатывающих отраслей на ближайшие 5 лет, — говорит он.
Для решения этих вопросов по поручению главы государства разработан комплексный план развития переработки сельскохозяйственной продукции до 2028 года, который предложен правительству для утверждения. Завтра на заседании он будет утвержден. Данный план предусматривает меры по поддержке переработки, открытию рынков и защите казахстанских производителей.
Принимаются меры по тиражированию опыта Северо-Казахстанской области по реализации крупных промышленных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе через социальные предпринимательские корпорации. Планируется ввести в эксплуатацию 65 товарных молочных ферм на сумму 100 миллиардов тенге, что позволит производить 372 тысячи тонн молока в год. Эти меры беспрецедентны для сельского хозяйства и будут продолжены в дальнейшем, — отметил Сапаров.
По поручению главы государства с 2024 года эта программа будет расширена на 8 дополнительных направлений, включая финансирование товарных молочных ферм, орошения, овощных хранилищ и птицефабрик.
До 70% себестоимости вторичного сырья приходится на корм для животных. В целях удешевления их стоимости будут реализованы меры по интенсификации производства, диверсификации посевов и их орошению. Для этого впервые в этом году на посевные работы дополнительно выделено 400 миллиардов тенге в виде льготных кредитов, — заявил он.
По его словам, в предыдущие годы эта сумма не превышала 180 миллиардов тенге, а с этого года общий объем составляет 580 миллиардов тенге. Это позволит охватить 9 миллионов гектаров или 38% сельскохозяйственных культур. В текущем году площадь кормовых культур увеличена до 3,4 миллиона гектаров, что на 314 тысяч гектаров больше уровня 2023 года. К 2026 году планируется довести площадь посевов кормовых культур до 3,6 миллиона гектаров.
Основной принцип увеличения продуктивности — применение минеральных удобрений. В прошлом году было внесено 670 тысяч тонн, а в этом году планируется внести 1,5 миллиона тонн. На сегодняшний день закуплено 963 тысячи тонн. Кроме того, в продовольственной корпорации создан резерв в 235 тысяч тонн кормов для фермеров. Все вышеуказанные меры способствуют обеспечению отрасли переработки достаточными объемами качественного и доступного сырья, — уверил он.
Третья мера – предусматривать решение вопросов технологической отсталости отрасли. На системной основе планируется принять меры по развитию технологий внутри страны через приглашение крупных мировых игроков с налаженными каналами сбыта продукции, а также через привлечение технических специалистов и внедрение научных разработок для расширения рынков для действующих мясокомбинатов.
Четвертая мера – для обеспечения пищевой безопасности страны работает ситуационный штаб, который осуществляет пробы и анализы различных видов продукции. Министерство в лице комитета по ветеринарии также является членом штаба и отвечает за безопасность сырья, то есть сырого молока или мяса. Комитет по ветеринарии также исключает проникновение переработанной продукции с территорий, где есть эпизоотические риски. В этом направлении необходима слаженная работа всех ответственных государственных органов, входящих в штаб, — говорит он.
Со стороны Министерства для улучшения материально-технической базы ветеринарных лабораторий в 2023 году из резерва правительства выделено 3,8 млрд тенге на закуп 9 единиц высокоэффективных жидкостных хроматографов.
Если ранее мы могли проверить животноводческую продукцию на наличие 5 компонентов, то с введением новых приборов в лабораторию будет проверяться более 70 компонентов. Это существенно увеличит контроль качества животноводческой продукции, в том числе и импортной. Для дальнейшего улучшения материально-технической базы ветеринарных лабораторий подготовлена дополнительная бюджетная заявка на 2025 и 2027 годы на общую сумму 7,1 млрд тенге. Государственный инвестиционный проект находится на рассмотрении в Министерстве национальной экономики, — уверил он.
Пятая мера. Ключевым блоком комплексного плана является вопрос расширения сбыта как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Так, Министерством ведется активная работа по открытию экспортных рынков животноводческой продукции. В настоящее время согласованы ветеринарные требования на экспорт по отдельным видам казахстанской животноводческой продукции в страны ЕАЭС, СНГ, Евросоюз, Монголию, Грузию, Иран, Саудовскую Аравию, Арабские Эмираты и другие страны.
В Таджикстан, Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман экспорт животных и животноводческой продукции осуществляется по упрощенному порядку. Большая работа проведена по открытию рынка Китая. В результате 7 февраля текущего года вся территория Республики Казахстан признана свободной от высокопатогенного птичьего гриппа, а юго-восточные области Казахстана признаны свободными от ящура. В связи с этим китайская сторона сняла введенные ограничения на ввоз мяса птицы и сопутствующих продуктов со всей территории Казахстана и на парнокопытных животных и соответствующих продуктов с юго-восточных территорий страны, — уверяет Сапаров.
Продолжается работа по открытию экспортных рынков шкур и субпродуктов в Китае. В этом направлении ведется большая работа по согласованию требований и подписанию протоколов. Планируем в текущем году завершить эту работу, чтобы позволить казахстанским заводам дополнительно зарабатывать на реализации и последующем экспорте субпродуктов и шкур.
Кроме того, совместно с Министерством торговли и интеграции принимаются меры по развитию и продвижению экспорта переработанной продукции, такие как возмещение части транспортных расходов экспортеров, сервисная поддержка экспортеров, поддержка и обучение потенциальных экспортеров при выходе на международные рынки. Прорабатывается вопрос создания новых штатных единиц при посольствах для продвижения продукции АПК на экспорт, — отметил он.
Для расширения внутреннего рынка сбыта необходимо принять меры по увеличению казахстанского содержания в регулируемых закупках за счёт создания приоритетных условий при закупке продовольственных товаров государственными организациями. По предварительной оценке, объём регулируемых закупок по продуктам питания в Казахстане составляет порядка 300 млрд тенге в год.
Так, в рамках постановления правительства о некоторых вопросах установления изъятия из национального режима, Министерством утвержден перечень продуктов, которые будут приобретаться госорганизациями только у отечественных производителей. Это окажет положительное влияние на развитие отечественного производства. По этому вопросу есть еще и проблемы, касающиеся подтверждения казахстанского содержания. По ним правительство сегодня работает рынок кейтеринговых услуг, — отметил он.
В регулируемых закупках также имеется огромный рынок сбыта. Примером является обеспечение питанием компаний-недропользователей, а также закупки для нужд армии, исправительных учреждений и питания на бортах самолетов нацкомпании.
Считаю, что казахстанские продукты питания должны в первую очередь использоваться для этих целей. Однако доступ к этому рынку для казахстанских производителей весьма ограничен, хотя это может значительно исправить наши позиции по импорту продукции и переработке. По имеющимся данным, рынок кейтеринга составляет порядка 190 млрд тенге в год. Для сравнения, рынок продукции АПК, подлежащий изъятию из нас режима, составляет около 70 млрд тенге в год, — говорит министр.
Однако работающих рычагов воздействия на поставщиков кейтеринговых услуг пока нет. Однако он отметил, что работа в этом направлении будет усилена. По доступу на полки супермаркетов они поддерживают инициативу депутатов в законе о торговой деятельности в части обеспечения мест на полках для казахстанских товаров в целях поддержки отечественных производителей и исключения занижения стоимости импортной продукции.
При таможенном оформлении ведется работа по расширению перечня товаров, в отношении которых будет применяться минимальный уровень цены. В настоящее время данные предложения прорабатываются заинтересованными государственными органами в рамках межведомственной комиссии, — отметил он.
Развитию переработки кожи уделено особое внимание. Важно отметить, что функции по развитию переработки, развития промышленности и строительства с конца 2022 года переданы Министерству сельского хозяйства. Таким образом, с начала 2003 года в правила инвестиционных субсидий включено возмещение 25% затрат на реализацию проектов по переработке шерсти и кожи.
В Северо-Казахстанской и Алматинской областях реализуются два проекта по производству кормовых добавок общей мощностью от 6 до 8 тысяч тонн. Работы начаты. В частности, компания «Протеин» запустила производство мощностью 4 тысячи тонн, а ТОО «Бату Агро» – мощностью 2 тысячи тонн. В настоящее время в Алматы прорабатывается инвестиционный проект холдинговой компании по производству желатина мощностью 7 тысяч тонн в год, — говорит он.
Для решения проблемы низкой доли переработки шерсти необходимо создание специализированных предприятий по переработке волосистой и полуволосистой шерсти. В Актюбинской области строится завод по производству газовых фильтров, который будет использовать шерсть для изготовления теплоизоляционных материалов.
Предприятие мощностью 2 тысячи тонн по переработке шерсти в год добавит дополнительные мощности. Также ученые Западно-Казахстанского аграрного технического университета исследуют эффективность использования шерсти для европейских теплиц. Результаты исследований будут переданы в массовое производство к концу года, — уверил Сапаров.
Для стимулирования отечественных перерабатывающих предприятий планируется субсидирование переработки кожи и шерсти. Для формирования промышленного масштаба будут созданы заготовительные центры во всех регионах страны. На основе опыта реализации подобных проектов будут задействованы Аграрная кредитная корпорация и Казахстанский банк развития.
Кроме того, реализуются программы удешевления кредитов через субсидирование процентных ставок по кредитам и лизингу. В рамках комплексного плана развития переработки сельскохозяйственной продукции на 5 лет планируется направить более 372 миллиардов тенге, из которых 150 миллиардов тенге – на инвестиционные цели и 222 миллиарда тенге – на оборотные средства. Реализация плана даст мощный импульс для развития пищевой и перерабатывающей промышленности, увеличит общий объем производства продукции в 1,4 раза и позволит повысить долю переработки сельскохозяйственной продукции, — подытожил он.