Шынгыс Суюнбаев, заместитель председателя Комитета Промышленности МПС РК, ответил, будет ли в Казахстане альтернатива утильсбору и почему он не ведет к обновлению автопарка. Он также отметил, что программу льготного автокредитования пересмотрят, передает Bizmedia.kz.
Журналисты задали вопрос, есть ли все-таки альтернатива какая-то у утильсбора или нет, потому что, несмотря на защитные меры для производителей, число старых машин сейчас превышает 70%, по статистике. Рассматривается ли какая-то альтернатива и почему утильсбор не ведет к обновлению автопарка?
Смотрите, то, что говорят, у нас автопарк очень старый, у нас было две легализации. Сначала, если вы помните, армянские машины, которые заехали, мы дали другие номера, и была вторая легализация по поручению Президента. Из них, если не ошибаюсь, более 350 тысяч машин зарегистрированы, из них более 80% или 100%. Там есть статистика, где более 10 или более 20 лет (машинам — прим. ред.). Она напрямую играет, она же стабилизирует. То, что говорят, машины в 15-м году будут моложе. Да, есть естественное старение автомобилей. Это тоже надо учитывать, — отметил он.
По его словам, перспективы и текущая практика показывают, что во всём мире, наоборот, поднимают пошлины и сборы. Даже в соседней стране, где активисты предлагали сделать как в России, действительно есть более низкая ставка для физических лиц. Однако, после оплаты 42% стоимости налога на автомобиль, эта выгода становится сомнительной.
На сегодняшний день они с 1 апреля подняли, эта ставка составляет более 4 миллионов, если хотите машину привезти, каждая страна защищает свой рынок. Нам надо защищать свой рынок, чтобы, как видели сегодня, автокомпоненты развивались. Данные автокомпоненты влияют на себестоимость машины. Как спикер озвучил, по-моему, каждый автокомпонент, — отметил Суюнбаев.
Далее журналисты задали ещё один вопрос: рассматриваются ли какие-либо программы поддержки трейд-ин для активизации процесса, чтобы можно было сдать старую машину и за счёт этого купить новую по более выгодной цене? Возможно, существуют дополнительные меры для стимулирования?
Да, сейчас автосалоны, как бы, дилерские сети делают, то что трейд-ин активно у нас идет, и то, что я вам только что говорил, передача автомобиля на утилизацию и покупка новой машины. Также у нас есть государственная программа по 4%, где можно встать в очередь, обратиться в банки. Сейчас мы её хотим пересмотреть, потому что много жалоб было, перенаправив её больше, наверное, на многодетные семьи, которые говорят, что они нуждаются, не могут получить, дождаться в банках очереди. Мы на банки не влияем, это как бы рынок, там они сами выбирают. Но сейчас будем пересматривать данную программу. И депутаты Сената, и депутаты Мажилиса поднимали этот вопрос. Также есть акции, которые проводят сами дилеры, там я повторялся, в зависимости от первоначального взноса, если это 50%, — подытожил Суюнбаев.