Сенатор Нурлан Бекенов сегодня, 13 июня 2024 года, на заседании сената усомнился в эффективности системы расчета госдолга, передает Bizmedia.kz.
Государственный долг, согласно вашим данным, находится в пределах безопасных границ. На конец прошлого года государственный долг составил 27,2 трлн тенге. 92% из этой суммы составляет правительственный долг в размере 24,9 трлн тенге, что составляет 21% по отношению к ВВП. Таким образом, мы находимся в коридоре на уровне не выше 27,5% к 2030 году, — начал Бекенов.
Однако, по его словам, аудит показал, что методика расчета долговых показателей имеет недостатки, что вызывает вопросы об эффективности текущей долговой стратегии. Использование настоящей модели может привести к увеличению кредитной нагрузки. Это указывает на необходимость управления государственным долгом с учетом не только его отношения к ВВП, но и других экономических факторов. Так, МВФ рекомендует учитывать показатель отношения долга к экспорту товаров и услуг, который более содержательно отражает состояние экономики и долга.
Сегодня мы видим растущие суммы на погашение обслуживающих займов. В прошлом году на эти цели было направлено 4,3 трлн тенге, что составляет 19% от расходов республиканского бюджета или 1,5 часть. В отчете правительства не раскрывается информация о достигнутом эффекте от займов, отсутствует анализ управления долгом, его влияние на бюджет, а иногда средства не осваиваются годами. В связи с этим возникают вопросы, — говорит он.
Учитывая специфику сырьевой экономики и с целью реальной оценки уязвимостей государственных финансов и их устойчивости, какие экономические показатели, кроме отношения долга к ВВП, необходимо учитывать для формирования эффективной долговой политики, спросил Бекенов? И второй вопрос: проводится ли анализ эффективности привлеченных займов и какая форма публичного обсуждения этого вопроса вам видится?
Мади Такиев, министр фининсов отметил, что действительно у нас в концепции управления государственными финансами определено несколько параметров.
То, что вы сейчас говорите, 27 триллионов – это на 1 января 2024 года. Он составляет 22,8%. Лимит у нас от концепции установлен в пределах 32%. Кроме того, как я уже говорил, в концепции закреплены и другие показатели. Это поддержание расходов на обслуживание не более 10%. На конец прошлого года этот показатель составил 8,1%. Кроме того, соотношение внешнего долга к золотовалютным резервам должно составлять не более 75%, а он у нас сегодня составляет 53%, — говорит глава Минфина.
В целом, в Минфине согласны с сенатором и Высшей аудиторской палатой, что необходимо разработать другие ковенанты. Сегодня в рамках нового бюджетного кодекса они активно работают над этим вопросом. Они не только рассматриваем соотношение долга к экспортно-импортным операциям и услугам, но и его соотношение к доходной части бюджета.
Сейчас мы просчитываем различные показатели и надеемся осенью представить вам новый бюджетный кодекс. В рамках него мы можем обсудить другие ковенанты. Что касается публичного обсуждения, в новом бюджетном кодексе этот вопрос также будет раскрыт. В годовом отчете будет проводиться полный анализ по госдолгу и его эффективности. Площадкой для обсуждения станет открытый парламент, — подытожил Такиев.