Депутат Мажилиса Болатбек Нажметдинұлы задал вопрос председателю Высшей аудиторской палаты Алихану Смаилову и представителю АО «КТЖ» о закупе дизельного топлива, передает Bizmedia.kz.
По его словам, в подтверждение отчёта по покупке дизельного топлива, где перерасход переплаты составляет почти 34 миллиарда тенге, он получил информацию, что с 2014 года КТЖ ежегодно получает дизельное топливо из трёх заводов — Атырау, Шымкент, Павлодар — по специальной цене через Petrosun.
Вы это подтвердили. Однако, почему-то квотой начали пользоваться между Petrosun и КТЖ — появилась частная компания. Мы подтверждаем ваш отчёт. Алихан Асханович, считаете ли вы это сговором? Это первое. КТЖ, руководство не владеет этой ситуацией или это сговор? Кого увоилте и кого передадите в правоохранительные органы? — сказал он.
Смаилов отметил, что, действительно, в своём отчёте они поднимают проблему о том, что существуют посредники, которые получают необоснованную прибыль и тем самым наносят ущерб национальному перевозчику КТЖ в части закупа дизтоплива.
ТОО «КТЖ — Грузовые перевозки» приобретало дизельное топливо через две посреднические компании с наценкой в среднем 29%, которые не являются ни производителями, ни поставщиками нефти, а выступают лишь в качестве посредников. В результате сумма завышения стоимости дизтоплива для КТЖ составила порядка 34 миллиардов тенге. Мы считаем, что таких посредников нужно исключать. Это касается не только закупа дизтоплива, но и закупа электроэнергии, сервисного обслуживания и ремонта вагонов, — отметил Смаилов.
По его словам, КТЖ должен принять необходимые решения в этой части совместно с акционером, а также навести порядок самостоятельно.
Представитель КТЖ Канат Альмагамбетов отметил, что они уже объясняли это на комитете.
Сейчас хочу ещё раз пояснить: да, мы приобретали и приобретаем топливо только на конкурсной основе. У нас были квоты Министерства энергетики, которые выделялись нам для приобретения дизельного топлива с трёх заводов в пределах 500-600 тысяч тонн ежегодно. Однако ни поставщики нефтепродуктов, ни сами заводы не участвовали в наших конкурсных процедурах. В процедурах участвовали две компании-посредники, которые были победителями тендеров, и мы были вынуждены закупать топливо у них, — отметил он.
По его словам, одним из главных условий этих тендеров было, что цена не должна превышать цены, указанной в Аргусе или приказе Министерства энергетики. Это условие было выполнено. Он отметил, что поставщики сами отказывались работать с ними напрямую. Им якобы было так удобно, а КТЖ нужно было топливо для обеспечения перевозок пассажиров и грузов.
С прошлого года ситуация меняется. КазМунайГаз в прошлом году участвовал в наших торгах как портфельная компания Самрук-Казына и поставил нам почти 160 тысяч тонн дизтоплива напрямую, что составляет 28% нашей потребности. В этом году КазМунайГаз уже поставляет 320 тысяч тонн, что составляет почти 57% нашей потребности. Мы надеемся, что в следующем году полностью наши потребности будут покрыты КазМунайГазом, — говорит он.
также он отметил, что по увольнениям и принятию мер: они знают, что это передано следственным органам.
Хочу отметить, что Генеральная прокуратура и Транспортная прокуратура проверяли правильность проведения этих тендеров. Нам указали на существование посредников, но больших нарушений не обнаружили. Нарушение было выявлено в том, что мы покупали электроэнергию у посредников. Сейчас с 2023 года посредников нет; энергопоставки осуществляются только теми, кто определён государством, — подытожил он.