Сенатор Алтынбек Нухулы считает, что казахстанские школьники перегружены. Он предлагает сократить количество предметов и время на обучение в пользу качества и проработки материалов, передает Bizmedia.kz.
Нухулы начал с того, что рассказал, как на прошлой неделе глава государства Касым-Жомарт Токаев на встрече с молодыми учеными в здании Национальной академии наук отметил: «Сейчас время науки и образования, если мы хотим процветания нашей страны, в первую очередь, необходимо развивать эти две сферы. Другого пути нет».
Он также подчеркнул важность и долгожданность законопроекта о науке и технологической политике, который был одобрен сенатом в первом чтении, — отметил Нухулы.
По его словам, в сфере образования с принятия Закона о статусе педагога 27 декабря 2019 года, благодаря специальной поддержке президента страны, мы наблюдаем множество положительных изменений. Однако часто поднимается вопрос о недостаточном качестве среднего образования. В связи с этим возникает вопрос, что нужно сделать для повышения качества стандартов и типовых учебных программ, то есть содержания образования.
По сравнительным исследованиям ученых Академии педагогических наук, в таких передовых странах, как Япония, Южная Корея, Финляндия и Канада, школьники в 7-8 классах изучают только от 4 до 6 предметов, связанных с конкретными науками, тогда как у нас в Казахстане — 15 предметов, а в 9 классе даже 16 предметов. Количество обязательных учебных предметов в Казахстане в 2,5 раза больше, — отметил сенатор.
Он уверяет, что такое чрезмерное количество предметов нет ни в одной развитой стране мира. В Казахстане химия, биология и география преподаются отдельно в объеме 578 часов, тогда как в этих странах эти предметы объединены в один предмет «Наука» и преподаются в объеме 324 часов, то есть почти в 2 раза меньше. Несмотря на это, по итогам исследований PISA за последние 15 лет, уровень научной грамотности учащихся этих стран остается высоким.
В итоге, уменьшив количество предметов, можно сделать акцент на качестве. Известно, что чрезмерное количество обязательных предметов в школе связано с различными субъективными факторами. В том числе и депутаты парламента вносили предложения и депутатские запросы о необходимости преподавания тех или иных предметов. В этом вопросе нужно быть осторожными, — сказал Нухулы.
Что касается содержания, то нужно отметить, что в Казахстане школьникам предоставляется чрезмерно объемная информация по темам, а язык учебников тяжелый и научный. В Великобритании, напротив, акцент делается не на объем информации, а на практическое применение тем и их связь с повседневной жизнью. Иными словами, придается большое значение тому, насколько этот материал будет важен для учеников в их будущей жизни, то есть дается образование, ориентированное на формирование компетентности и достижение результатов.
Учитывая аксиому, что будущее нации в руках образованных людей, мы считаем, что для обеспечения качественного среднего образования необходимо создать содержание образования, соответствующее требованиям времени. В концепцию повышения качества среднего образования должны быть внесены соответствующие изменения, — подытожил он.